Отзыв дикая собака динго 7 класс сочинение

Рецензии на книгу Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви

В этой книге мы знакомимся с девочкой Таней, у которой, как я поняла, случился переходный возраст. Она была примерной ученицей, послушной дочкой. Потом она влюбилась в мальчишку. Но не сразу. А, может быть, и сразу, только не поняла этого. В любом случае, она считала, что ненавидит его, и старалась по возможности вредить ему. Объясняла она свое поведение тем, что ревнует своего отца к нему. Но объясняла она это только себе, храня все в тайне от всех, от матери в том числе, отчего в их отношениях прошел холодок.
В общем, все признаки-последствия переходного возраста, причем упоминается, что ей 15 лет.

В книге можно найти и проблему детей с отцами, матерями, и неразделенную детскую любовь, и неразделенную взрослую любовь, и взаимную детскую любовь, и зависть, и ревность, и наивность, и грустную историю про собаку, и ещё много чего другого.

На меня наибольшее впечатление произвел случай во время бурана. Тогда Таня наконец действовала, во-первых, не вопреки своим желаниям, во-вторых, довольно храбро и обдуманно. Прямо выросла на глазах из переходного возраста. Там же случился, на мой взгляд, самый грустный момент за всю книгу, связанный с преданным псом Тани Тигром. Жаль, что не помогло особо то, что она сделала. Я надеюсь, что она не видела другого выхода, ведь она всё-таки была добрая девочка..

Мне не было очень интересно в целом читать эту книгу, поэтому ставлю 7. Бывают детские книги, которые и взрослым не поздно прочитать, но, мне кажется, эта не входит в их число.

#свояигра (детская книга за 10)

default avatar

positive

@neveroff, я не совсем точно выразилась. Я просто не люблю когда животым делают плохо, больно, или их предают. Люблю что-бы с ними все было хорошо, а то жестокости к ним, и в жизни хватает.
Может когда-нибудь и возьмусь за эту книгу.

positive

Вот такой у меня всплеск эмоций. Мне понравился сюжет, слог автора, было интересно окунутся в атмосферу дальневосточного поселка в период СССР. Но вот что скажу: животное дикая собака динго является единственным опасным хищником на Австралийском материке. И не просто так Таню так звали одноклассники. Дело вовсе не в ее странных фантазиях. Дети видимо видят глубже.

#Бойцовский_клуб (Книга советского писателя).

Источник

Сочинение на тему моя любимая книга дикая собака динго

10 вариантов

Ответ оставил Гость
Я хочу рассказать о своей любимой книжке. Это история «Дикая собака динго или повесть о первой любви». В ней рассказывается о девочке Тане, доброй и смелой.
Героиня моей любимой книжки живет в затерянном среди леса городке. Она обожает природу, сама ловит рыбу, лучше всех умеет развести костер. Для нее деревья за окном – такие же живые существа, как она сама: «По ветвям тоже струится тепло, как по руке».
Таня Сабанеева – отзывчивая девочка. Она заботится о старой собаке, разговаривает с кошкой, как с человеком, очень любит маму. Книга написана еще до Великой Отечественной войны. В Танином городке мало каких-то развлечений и достижений техники: разве что газеты и радио. Аквариум у подружки Жени – почти достопримечательность.
Но героиня не представляет, что такое скука, ведь кругом – природа и хорошие люди. Лучший ее друг, Филька – сын таежного охотника. Этот мальчик умеет читать следы на снегу, не знает, что такое злость, и никогда не покинет подругу в беде. И Таня никогда не сидит без дела: то лепит часового из снега, то сажает цветы. Ведь Таня приучена заботиться о себе сама. Мама у нее врач, все время на работе, а отец-военный уехал много лет назад.
Весь сюжет книжки разворачивается вокруг того, что отец возвращается в городок с новой женой и приемным сыном. Таня долго мучается и сердится, но потом прощает отца и обретает отцовскую любовь, которой ей долгие годы не хватало. Но вот Коля, приемный сын папы, просто бесит Таню. Между ними происходят разные стычки, и не сразу становится понятным, что это – первая любовь…
Уже ближе к концу книги я понял, почему Таню любили в школе, любили все, кто долгое время ее знал. Ведь она смогла спасти дорогого ей человека во время бурана, десять раз рискуя своей жизнью.
«Повесть о первой любви» не заканчивается хэппи-эндом. Сдав экзамены в школе, Таня уезжает из городка вместе с матерью. Мальчики, которые дороги ей, которым дорога она, то есть Филька и Коля, остаются в городке. Перед девочкой открывается новая, светлая даль. Наверное, учеба, путешествия, разные события, новые люди. Может, увидит она в дальних краях и дикую собаку динго, о чем мечтает.
Может, Таня не вернется больше жить в родной городок, может, вернется. Но почему-то кажется, что она еще встретится с дорогими ей людьми, что никогда не оборвется душевная связь. Может, первая любовь спустя годы окажется настоящей?

Многие поспешат ответить — темой. Но не требуется доказывать, что тема сама по себе, сколь бы привлекательной она ни казалась, никогда еще не приносила прочной и длительной славы. И все же тема, несомненно, привлекает внимание читателя в тот момент, когда он берет в руки книгу. Дальнейшее зависит от того, насколько честно и серьезно решена эта тема, достаточно ли глубоко исследован определенный жизненный материал. У данной повести все эти достоинства несомненны.
Но не одним этим она привлекает к себе жадное внимание читателей вот уже несколько поколений. Сердца читателей, и в особенности юных, притягивает к себе превосходно вылепленный писателем образ главной героини повести — Тани Сабанеевой. К ней стоит попристальней приглядеться. На первый взгляд в Тане Сабанеевой нет ничего необычного — это обыкновенная пятнадцатилетняя школьница, писатель не наделил ее никакими внешними отличительными или даже сколько-нибудь примечательными чертами. Чуть необычным может показаться лишь совсем мало значащий штришок — Таня наравне с мальчиками увлекается рыбной ловлей. Во всем остальном, мы пока не говорим о внутреннем мире героини, это вполне обычная девочка, которой легко затеряться в общей толпе школьников, скажем на большой перемене.
И это, думается мне, вышло не случайно, не выделяя из общей среды свою героиню, автор преследовал определенную цель. Знакомясь с тревожной и напряженной жизнью Тани Сабанеевой, читатель не отделяет ее от себя. Сознание того, что она такая же, как и все ее сверстники, позволяет читателям узнавать в ней самих себя, в ее переживаниях и мучительных раздумьях видеть сходство со своими переживаниями и раздумьями. А то, с каким мужеством, с каким самообладанием, а главное, то человеческое достоинство, с каким она в конце концов находит выход из очень трудных положений, с которыми она сталкивается впервые в жизни, читатель, естественно, рассматривает как пример, достойный подражания, воспринимает как образец истинного благородства и даже благоразумия. Да, и благоразумия, не расчета, а оправданного благоразумия, которое столь необходимо бывает в практической жизни, но которого многим, увы. так часто недостает. Страдая и близко к сердцу принимая страдания матери, размышляя над мучительным вопросом — кто же виноват в семейном разладе, который так больно отозвался в ее чутком сердце, Таня в результате длительных, очень трудных поисков приходит к выводам, которые иначе, как мудрые и здравые, и не охарактеризуешь. Этот путь пролегал через метания, через сомнения, через скоропалительные обвинения, которые вот-вот готовы были сорваться с языка, но в последний момент застывали. Девочка заставляла себя думать еще, сопоставлять, стремиться понять, подходить к сложным явлениям жизни и с той и с другой стороны в поисках справедливости. Так она определяет свое отношение не только к отцу, женившемуся на другой, но и к Коле, и к Фильке, и даже к толстой Жене…
Таня Сабанеева, внешне обычная школьница, на поверку оказывается натурой глубокой, душевно чуткой и щедрой, необыкновенно деятельной и вместе с тем мужественной и стойкой. Больше всего характер Тани раскрывается в се отношениях с Колей, которого она полюбила первой отроческой любовью. Не каждого может с такой силой захватить прекрасное первое чувство, ибо вообще не каждый способен на большое чувство. У Тани эта способность выражается многосторонне. Она по натуре своей горяча и пристрастна, пытлива и порывиста. Как порывисты ее смутные мечты о далеких, неведомых краях, где живет дикая собака Динго, как проникновенно и пристрастно ее восприятие красоты окружающего мира, разлитой вокруг поэзии, как горячо она стремится к верной дружбе, к чистой привязанности, к добрым и справедливым отношениям с теми, с кем ей приходится сталкиваться в жизни. С каждым новым эпизодом, с каждой новой главой характер главной героини становится объемней, в нем открываются нашему взору новые и новые грани.
И главное — это характер живой, во всем достоверный, схваченный во всей жизненной непосредственности, естественной противоречивости, не нарушающей, впрочем, присущей сильному характеру цельности. Давайте хотя бы кратко проследим за отношениями Тани к Коле. Еще до встречи он ей ненавистен. С его появлением она ожидает новых неприятностей для себя, понимая, что и матери появление отца с новой семьей ничего хорошего не сулит.
Но вот происходит первая встреча с Колей. Тапя наблюдает за ним с естественной настороженностью и повышенным вниманием. Да, она его с пристрастием разглядывает, изучает, наблюдает за ним в классе, где позади за одной партой с Филькой сидит теперь Коля.
Нет, не сразу расстается она с живущим в ее сердце неприязненным чувством. Вот Коля покупает смолу и угощает ею Фильку, а потом и Таню. Предлагает с таким «радушием, к которому она не могла придраться». Но она лишь через силу улыбается в ответ на добрый и радушный жест. И стоило Коле несколько книжно произнести две самые обычные фразы, как Таня взрывается.
Казалось бы, Филька все втолковал Тане, и она сама многое поняла, она ведь постоянно думает теперь о Коле и определяет к нему свое отношение. Но горячая строптивость все еще не позволяет переломить себя, поддаться влекущему ее чувству. Тут же на рыбалке по инициативе Тани вспыхивает новый скандал сначала из-за упавших в реку котят, а потом этот скандал перекинется и на то, что постоянно мучит сердце. Она заявит со всей решительностью”. «Я больше никогда к вам не приду». И уйдет. А Коля подумает: «Странная девочка Таня… Уж не полагает ли она, что я трус? Странная девочка,— решил он твердо.— Разве можно удивляться тому, что она сделает или скажет? »
Да не только удивляться невозможно, нельзя даже предположить, что сделает в следующую минуту Таня, как она поведет себя, что скажет. Ведь вот она со всей решительностью отрезала: больше никогда к вам не приду. И мы поверили. А напрасно. Таня не сдержала своего слова, она пришла. Даже громко хлопнула дверью при этом, давая понять, что имеет право приходить, когда хочется. Она хлопнет дверью и еще раз, «более громко», чтобы уверить в этом праве себя и дать понять о нем остальным. Прежде всего, конечно, Коле.
Но действует так Таня не по расчету, не по жестокости — ей все это неведомо и глубоко чуждо. Она находится в таком состоянии, когда немыслимо трудно самому во всем разобраться. Ведь «сердце ее не знало, что ему нужно. И вот пришла она сюда, как слепая, в этот дом, и ничего не видит, ничего не слышит, кроме ударов своей крови».
И потому, что сердце ее не знает, что же ему нужно, она будет перечить Коле и отрицать очевидные вещи. И в разговоре о литературе, и тогда, когда Коля на уроке будет рассказывать о далеком «гористом крае, где у серых дорог, нагретых солнцем, за изгородями, сложенными из камня, темнеют шершавые листья винограда, а по утрам кричат ослы». Все с вниманием слушают этот рассказ, не слушает одна лишь Таня.
И пусть Фильке, наблюдательному и умному, покажется это пока вздором; в следующей главе, читая оставленные на первом снегу следы (замечу, кстати, что эта коротенькая главка преисполнена тонкой поэзии и удивительной точности, как, впрочем, и все описание первого снега), он кое-что начнет понимать. И учительница вскоре начнет догадываться о подлинных чувствах своей любимой ученицы. Кажется, позднее всех догадывается об этом сама Таня. Это произойдет на том заседании школьного литературного кружка, когда Коля, всегда критиковавший «бесстрастно, жестоко» произведения всех кружковцев, ничего не скажет о рассказе, который прочитала Таня.

Читайте также:  Royal canin educ лакомство для собак отзывы

Я советую всем прочитать книгу Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Чем мне понравилась эта книга?
– Вы пробовали когда-нибудь на вкус муравьиную кислоту?
– Катались на ездовых собаках?
– Любили ли вы так ясно в юношестве?
«Дикая собака Динго» – повесть совсем не о собаке. Она о девочке, которая становится девушкой, первый раз влюбившись. Она о стойком мальчике, который помогает любимой девочке подружиться с мальчиком, которого она любит. Она о мальчишке, который не понимает, как можно поджарить на сковородке золотую рыбку, принесенную в подарок. Она об отце, который увидел свою уже почти взрослую дочь и пытается быть к ней ближе. Все в юности совершали ошибки, но не многие совершали героические поступки.
В этой книге много чувств – радость и огорчения, ревность и нежность, а самое главное ЛЮБОВЬ. Эти все чувства испытывает каждая девочка, когда приходит первая любовь.
По моему мнению, книга очень полезная и интересная. Душам мечущимся, душам мятежным, душам ищущим, душам творческим она просто необходима, хотя бы для того, чтобы почувствовать, что ты не одинок в своих «странностях». Советую прочитать, обязательно!
Алёна Дундукова, 14 лет
Калининский район, Краснодарский край
Однажды на выставке в нашей библиотеке я увидела книгу, которая заинтересовала меня своим названием, и мне захотелось её прочитать. С первых страниц меня захватил сюжет книги, где, читая, я узнавала о взаимоотношениях между людьми, законах дружбы, а ещё меня очень поразили примеры истинного рыцарства мальчиков. Читая книгу, я очень сопереживала Тане и мне кажется, что эта повесть вся пронизана нежностью, очень трогательная и искренняя. Писатель так подробно описал жизнь главной героини Тани, что мне показалось, что она очень похожа на меня. Таня, так же как и я, любит мечтать, фантазировать, интересуется географией, биологией, обожает животных и птиц. Все эти сходства очень потрясли меня. Я очень посочувствовала главной героине, что у неё не было ни сестер, ни братьев. Мне кажется, что это так плохо, не с кем даже поговорить, потому что взрослым очень часто некогда из-за своей работы. Но многое в жизни Тани меняется, когда она знакомится с мальчиком по имени Филька, который очень заботится о ней, и у нее появляется настоящий друг. Я даже очень обрадовалась за неё. Ведь это же большое счастье, когда есть настоящий друг, и ты можешь доверить ему все свои переживания и разочарования и даже просто поговорить, когда на душе плохо. Хоть повесть была написана в прошлом столетии, но проблемы, с которыми сталкиваемся мы, подростки, остались те же. Это и развод родителей, и самоотверженная влюбленность, ревность к однокласснице и первое свидание. Повесть меня очень тронула. Но в этой истории мне больше понравился Филька, который был по-настоящему искренним другом и преданным, любящим человеком. Я думаю, что он Таню никогда не забудет и до конца будет верен своим чувствам. Не случайно он даёт солнцу выжечь на груди слово «Таня». Да, такую любовь надо пережить каждому мальчишке. Горе и счастье, веселье и грусть сменяют друг друга на протяжении всей повести. Так печально закончилась повесть о любовном треугольнике, где нет победителей и побежденных. О своих впечатлениях я поделилась с мамой. И какое было у меня удивление, когда я узнала, что эту книгу мама перечитывала несколько раз. Она рассказала мне, что раньше дети и родители не разговаривали на темы первой любви, первых чувств именно эти ответы она нашла в книге «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Услышав это, я поняла, что повесть актуальна до сих пор, так как чистые, красивые, теплые детские отношения, преданность дружбе и любви всегда должны быть у настоящих людей. Я советую прочитать эту книгу каждому подростку. Такие книги надо читать.
Милена Ключева, 13 лет
Ейский район, Краснодарский край

И. Мотяшов
Известность Фраерману принесли ему написанные в конце 20-х – начале 30-х годов книги «Вторая весна», «Никичен», «Соболя», «Шпион» и некоторые другие. Они увлекательно рассказывали о коренных жителях дальневосточной тайги, о строительстве новой жизни в этом прежде диком краю, о неспокойных буднях пограничников. Уже в 40-е годы большой успех выпал на долю повести Р. Фраермана «Дальнее плавание» – о школьниках-старшеклассниках.
Но лучшей книгой писателя стала «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Как всякое значительное явление литературы, она тесно связана с породившей ее эпохой – второй половиной 30-х годов – и вместе с тем отражает вечный и всегда актуальный поиск человеком смысла жизни и нравственных решений волнующих его проблем.
В повести дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других.
В детстве, даже в юности не все знают, что неповторимость личности – бесценный дар, тяжкий для его обладателя, но чрезвычайно необходимый для всех нас. Странные, не похожие на других люди, чудаки, донкихоты – тоже богатство общества, его творческий резерв, разведка, посланная в будущее, в ней черты модели завтрашней духовной нормы. Ведь будущее все мы представляем как общество ярких, непохожих друг на друга личностей – своеобразно одаренных, всесторонне развитых и самостоятельных. И тем самым интересных друг для друга и взаимно необходимых.
Стать такой личностью легко и трудно. Легко, потому что от рождения любой человек запрограммирован на индивидуальность. Даже на дереве нет двух одинаковых листьев. Что же сказать о человеке с его сложнейшей и тончайшей душевной организацией!
Но для того чтобы найти себя и остаться самим собой, чтобы развить данные природой возможности, каждому необходимы не только разум и воля, но и мужество. А в отдельных случаях и готовность к самоотречению, к подвигу.
Р. Фраерман написал свою повесть о Тане Сабанеевой в 1939 году, когда пламя второй мировой войны уже бушевало вблизи наших границ. Говоря о замысле книги, писатель вспоминал тридцать лет спустя: «Мне хотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть».
Таня – ровесница Зои Космодемьянской: в сорок первом ей будет семнадцать. Она живет с мамой в дальневосточном приграничном городе. Зимой, когда выпал снег, она лепит на школьном дворе не обычную бабу, а часового с винтовкой и примкнутым штыком. Танин отец – военный, полковник.
У него другая семья. Тревожная близость грозных событий подчеркнута в повести тем, что Таниного отца неожиданно переводят из Москвы на погранзаставу, как раз в тот город, где живет Таня.
Приезд отца с новой женой, Надеждой Петровной, и усыновленным племянником ее Колей многое меняет в жизни юной героини. Теперь у Тани есть второй дом – богатый и щедрый, где ее всегда с радостью ждут, вкусно кормят, дарят красивые добротные вещи. Но контраст между благополучием отца-полковника и более чем скромным достатком матери, больничной служащей, лишь усиливает в душе Тани недоверие к Надежде Петровне, подкладывающей ей за обедом лучшие куски, ревность к Коле, которого отец запросто щелкает по носу, и обиду за мать, которой отец предпочел другую женщину.
Мучительно постигает Таня огромный и непростой мир тончайших человеческих чувств и отношений, с одной стороны, как будто вовсе не зависящих от людей, а с другой – именно людьми поднимаемых на высоты истинной красоты и поэзии, благороднейших деяний, подвига.
Бережно, тактично и психологически точно рисует Р. Фраерман пробуждение первого чувства любви у подростков: у нанайца Фильки к Тане и у Тани к ее сводному брату Коле. Очень важно, однако, чтобы собственное чувство не ослепляло человека, а, напротив, помогало увидеть, что происходит в душах окружающих его людей. С удивлением открывает Таня, что ее мать продолжает любить оставившего их отца. А сколько горечи в любви Таниного отца к взрослеющей дочери от сознания непоправимой утраты великого отцовского счастья – качать свое малое дитя на руках!
Если же вспомним, что в «Дикой собаке динго» описаны и родительские чувства Филькиного отца-охотника, и любовь педагогов к своим воспитанникам, и сложная эмоциональная жизнь семиклассников, то не будет преувеличением охарактеризовать повесть Р. Фраермана как своего рода маленькую энциклопедию любви. Той любви, в которой, по мысли писателя, каждый из нас, взрослых и юных, сдает серьезнейший нравственный экзамен на степень готовности жить в обществе, на уровень и качество духовной культуры, на человечность.
К концу повести Таня поймет, что любовь – это не только радость, счастье, покой, но и страдание, боль, готовность жертвовать собой.
В повести рядом с Таней мы видим девочку Женю, «у которой не было никакой фантазии, но которая всему умела находить верную причину». Она недоуменно спрашивает: «А скажи, пожалуйста, Таня, зачем тебе австралийская собака динго?» В отличие от Тани, Женя всегда может ответить, что именно ей нужно и зачем.
Писатель показывает, сколь опасна такая убежденная в своей непогрешимости разумность. Ведь лишенная высоких порывов душа, ищущая спасения от одиночества в том, чтобы быть «как другие», легко вбирает пороки обыденного, «массового» сознания – тщеславие, зависть к чужому успеху, эгоистический прагматизм. В ней преувеличенно развивается чувство самосохранения и страха перед жизнью.
Испытанием для Жени становится буран, обрушивающийся на город. Он грозит застать Женю и Колю врасплох на катке посредине реки. Таня спешит к ним, чтобы предупредить об опасности. Но Коля вывихнул ногу и не может идти. Таня решает остаться с ним, а Женю просит зайти по пути к Фильке и попросить его о помощи. Но Женя отвечает: «Нет, нет, я пойду прямо домой. Я боюсь – скоро начнется буран».
Женя уверена, что на ее месте так поступил бы всякий разумный человек ее возраста. А «странная» Таня говорит Коле: «…Я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и я останусь здесь с тобой». Превозмогая страх и неуверенность в себе, она пригонит на реку Филькину собачью упряжку, а сам Филька помчится на заставу – предупредить пограничников, что его друзья попали в беду. Благодаря Таниной смелости и находчивости, благодаря тому, что Коля не испугался, а Филька оказался верным товарищем, несчастья не произошло.
Однако в школе, где учатся ребята, есть учитель истории Аристархов. Писатель рисует «его плечи, поднятые чрезмерно высоко, его равнодушные очки, его руки, занимавшие так много пространства, что, казалось, никому больше не оставалось места на свете». Аристархов – воплощенная серость, безликость. Его монументальная самоуверенность и неколебимое чувство превосходства над другими основаны на полном отсутствии сомнений и совести. Он считает долгом написать в местную газету о недисциплинированности Тани и Коли Сабанеевых и Фили Белолюбского, которые, вместо того чтобы сидеть в буран дома, развлекались на реке и могли погибнуть, если бы их не спасли «наши славные пограничники».
Заметку напечатали, вывесили в школе, и Женя, которая спокойно оставила товарищей в беде, сказала, что Таню «за такие дела… следовало бы исключить из отряда». Ее громко поддержал новенький «толстый мальчик». И когда Таня подошла к газете, она очень удивилась, что все одноклассники отвернулись от нее и молча разошлись, словно скованные неведомым страхом. Глядя на Фильку, который в эту минуту один остался возле нее, Таня вдруг «поняла, что холодные ветры дуют не только с одной стороны, но и с другой, бродят не только по реке, но проникают и сквозь толстые стены, даже в теплом доме настигают они человека и сбивают его мгновенно с ног».
Ничто так не ранит юное сердце, как подлость и неправда, лицемерно выдаваемые за истину и принципиальную борьбу за справедливость. «…Таня, открыв губы, глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран. Уши ее ничего не слышали и глаза не видели. Она сказала:
– Что со мной будет теперь?»
Автор всегда мудрее своих героев. Он знает, что детей нельзя судить с той же непримиримостью, с какой полагается судить взрослых. Когда ребята образуют вокруг «раскритикованной» Тани пустоту, делая вид, будто Тани вовсе не существует, они сами не понимают, что совершают предательство. Просто они механически и безотчетно копируют поведение окружающих взрослых. Ведь даже Женя, которая втайне завидует Тане и потому не хочет ей добра, имеет, по свидетельству автора, «вовсе не злое сердце, хотя чаще, чем другие, она была права и заставляла Таню плакать».
Как же может быть страшна эта бездушная «правота» юных резонеров, берущих пример со «всегда правых» аристарховых! Но детство, юность по самой природе своей тянутся к правде, добру и не приемлют ложь, подлость, низость.
Толстому новичку, призывающему «выбросить… Таню вон из отряда», Филька внушает: «…Прошу тебя очень: будь хоть раз человеком». И когда Аристархов, в голосе которого мальчишки «не услышали ни одного звука, похожего на милость», приказывает Коле, Фильке и толстому мальчику немедленно разыскать Сабанееву, они, только что ссорившиеся и едва не подравшиеся, смекают, что мертвая, не знающая милости сила учителя обращена не против одной Тани, а против самого принципа справедливости. И они говорят: «Где же мы ее найдем. мы ее нигде не видели. Как же мы ее к вам пошлем. » Символично, что, обойдя Аристархова, словно какую-нибудь опасную для мореплавания скалу, они уходят, обнявшись и дружно распевая светловскую «Гренаду» – песню интернациональной солидарности и братства.
История, начавшаяся в буран, завершается собранием пионерского отряда, которое, благодаря честной и твердой позиции, занятой вожатым Костей и учительницей Александрой Ивановной, единогласно решает встать на Танину сторону, защитить ее от глупости и навета. Голосуя за это решение, каждый член отряда, не исключая Жени или толстого новичка, испытывает подъем, гордость, радостное облегчение от сознания благородства и правильности совершаемого поступка.
Занятая ребятами активная гражданская позиция повышает их самооценку, поднимает человека в собственных глазах. И с этой высоты низкой и предательской кажется позиция трусливого умолчания и бездействия, которая поначалу так потрясла Сабанееву.
В передаваемой товарищам Тани эстафете доброты исключительно велика роль Александры Ивановны, учительницы русского языка и литературы – предметов, которые более других связаны с духовной, нравственной стороной человека. На первый взгляд может показаться сущей мелочью отказ Александры Ивановны объяснять уроки с возвышения учительской кафедры. Однако в педагогике мелочей не бывает. «…Если четыре крашеные доски, – мысленно рассуждает учительница, – могут возвысить человека над другими, то этот мир ничего не стоит».
Авторитет несовместим с авторитарностью, считает Александра Ивановна. Всегда доступная, спокойная, ровная с ребятами, но также и способная плакать, разделяя чужую беду, она в прямом и переносном смысле настолько близка ученикам, что, как пишет Р. Фраерман, «между ними и ею уже не было никаких преград, кроме собственных недостатков каждого». Как точно и мудро сказано! Но чтобы понимать друг друга, любить, дружить, мало разрушить перегородки между людьми. Надо научиться устранять и собственные недостатки.
«Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига. Повесть Р. Фраермана и сегодня учит презирать безликую приспособляемость обывателя, утверждает достоинство, самобытность, ответственность и гражданскую активность личности.
1985 г.

Читайте также:  Royal canin gastro intestinal для собак консервы сколько давать

авайте присмотримся к повести поближе. Главная героиня ее — Таня Сабанеева — школьница, еще, по существу, ребенок. Она испытывает первое мучительное чувство любви, накладывающее сильнейший отпечаток па все ее поведение, мысли и чувства, причиняющее ей первые и достаточно сильные страдания.
Давайте честно представим себе, как к такому чувству, к таким переживаниям и страданиям еще и сейчас относятся в семье, в школе, в пионерской организации? Это в театре мы благосклонно и даже восторженно следим за всеми перипетиями любовного романа двенадцатилетней Джульетты и юного Ромео, а в жизни в подобной ситуации мы норой очень далеки от восторгов. И даже, к величайшему сожалению, бываем невероятно далеки от бережного и чуткого отношения к тому, кого посетило это возвышенное чувство.
И вот писатель написал книгу не о чем-то приблизительно похожем на любовь или только намекающем на это чувство, а о самой что ни на есть доподлинной первой любви. Да, любовь эта принесла мучительные страдания, как это почти всегда и бывает в жизни, если любят глубоко и серьезно. Но в то же время эта повесть о любви светлой, чистой, поэтической. Писатель заговорил прямо, без обиняков о сильном чувстве, посещающем подростков, отважился оттенить мечтания юной героини, параллельно поведав о драматических отношениях, сложившихся между умудренными жизнью людьми — отцом и матерью Тани Сабанеевой. Таким образом, героиня повести в довершение всего оказывается из распавшейся, как теперь принято говорить, неблагополучной семьи. Мать и отец Тани в разводе. И вот в городок, в котором живет Таня, приезжает ее отец со своей второй женой и вдобавок еще с приемным сыном. Приезд этот вызывает бурю переживаний в душе бедной Тани. Да и матери ее, продолжавшей любить ушедшего от нее мужа, тоже не сладко.
Тане надо определить свое отношение к отцу, к которому она тянется и не может не тянуться и которого готова винить в том, что они живут врозь. Не может она испытывать добрых чувств и к новой жене отца, и в особенности к его приемному сыну Коле, отнявшему у нее, она в этом поначалу совершенно убеждена, отцовскую ласку и нежность.
Нет ничего противоестественного в том, что Таня, еще не зная и не видя Коли, ненавидит его. Она будет ненавидеть и после того, как познакомится с ним, разглядит поближе в школе, где ей придется учиться с этим Колей в одном классе. Л потом случится так, что девочка впервые в жизни полюбит… именно этого Колю. Полюбит, несмотря на то что рядом с ней, как тень, постоянно и неотступно находится преданнейший друг Филька. Он готов для нее сделать что угодно, поистине броситься в огонь и в воду, даже съесть стеариновую свечу с елки. Но любовь, как известно, прихотлива. Ей мало услуг и преданности. Так все острее и острее становится повествование. Эта острота достигает кульминации тогда, когда Таня, мучимая первым сильным чувством, даже ослепленная им, с жестокой прямотой спрашивает мать:
* — Почему отец ушел от нас? Кто виноват в этом, ответь мне.
Как трудно отвечать на такие вопросы. Не каждый писатель
поставит столь обнажено и прямо подобный вопрос. Для этого нужна подлинная смелость, то истинное бесстрашие художника, которое позволяет ему, не отводя взгляда, смотреть правде в глаза. Именно таким художником был Р. И. Фраерман. Поставив прямо труднейший жизненный вопрос, он заставил свою героиню и ответить на него прямо и честно.
С каким мужеством и вместе с тем с каким добрым участием написана эта сложная и ответственная в повести сцена, как точен психологический рисунок. Обе героини плачут, но эти слезы так естественны и понятны, что их нельзя принять за признак слабости.
Писатель не облегчает суровой правды, не пичкает своего читателя ее заменителями, разговаривает с ним со всей серьезностью, веря в его душевные силы и воспитывая в нем истинное мужество, готовность выстоять в трудных испытаниях. Можно только догадываться, сколько людей, прочитав приведенную сцену, начинали понимать то, что в жизни понять очень трудно, а поняв, чувствовали облегчение, обретали благоразумие и мужество.
Жизненная глубина и мужественная правдивость прозы Фраермана, соединенные с лирической мягкостью, особой душевной чуткостью, делают его книги доступными юным читателям и одновременно интересными для взрослых. Это подлинная литература, которая, как воздух, как хлеб, как правда, нужна человеку с тех самых пор, когда он начинает испытывать потребность в истинном знании жизни, когда искусство для него становится не средством приятного времяпрепровождения, даже не только источником эстетического наслаждения, а и могучим орудием познания себя и окружающего мира. В этом, думается мне, и состоит основной секрет того, что книги Фраермана издаются, так сказать, на равных правах для взрослых и для детей, обладают таким широким радиусом воздействия па читателей.

В детском лагере в Сибири отдыхали одноклассники и давние друзья Таня Сабанеева и Филька, но теперь они возвращаются домой. Таню дома встречают собака Тигр и старая нянька (мама на работе, а отец не живет с того момента, как Тане исполнилось 8 месяцев). Девочка мечтает о дикой австралийской собаке Динго, впоследствии дети так её и прозовут за обособленность от коллектива. Филька делится с Таней своим счастьем — ему отец (охотник) подарил лаек. Тема отцовства: Филька гордится своим отцом, Таня сообщает другу, что её отец живет на Маросейке — мальчик раскрывает карту и долго ищет остров с таким названием, но не находит и говорит об этом Тане, которая расплакавшись убегает. Таня ненавидит отца и агрессивно реагирует на эти разговоры с Филькой. Однажды Таня нашла под подушкой матери письмо, в котором отец сообщает о переезде его новой семьи (жена Надежда Петровна и её племянник Коля — приемный сын Таниного отца) в их город. Девочку переполняет чувство ревности и ненависти к тем, которые украли у нее отца.
Мать пытается настроить Таню положительно по отношению к отцу. В то утро, когда должен был приехать отец, девочка сорвала цветы и пошла в порт его встречать, но не найдя его среди приехавших дарит цветы больному мальчику на носилках (она ещё не знает, что это и есть Коля). Начинается учеба, Таня пытается обо всем забыть, но это у нее не получается.
Филька пытается поднять ей настроение (слово товарищ на доске пишет с Ь и объясняет это тем, что это глагол второго лица). Таня лежит с мамой на грядке. Ей хорошо.
Она впервые задумалась не только о себе, но и о матери. У ворот полковник — отец. Тяжелая встреча (спустя 14 лет).
Таня обращается к отцу на «Вы». Коля попадает в тот же класс, что и Таня и садится с Филькой. Коля попал в новый для него, незнакомый мир. Ему очень тяжело. Таня с Колей постоянно ссорятся, причем по Таниной инициативе, идет борьба за внимание отца.
Коля умный, любящий сын, он относится к Тане с иронией и насмешкой. Коля рассказывает о встрече с Горьким в Крыму. Таня принципиально не слушает, это выливается в конфликт. Женя одноклассница) решает, что Таня влюблена в Колю. Филька мстит за это Жене и вместо липучки (смола) угощает её мышонком. Маленький мышонок лежит один на снегу — Таня его согревает.
В город приехал писатель. Дети решают, кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой честью («пожать знаменитому писателю руку»). Таня развернула чернильницу и облила руку, её заметил Коля. Эта сцена демонстрирует, что отношения между врагами стали теплее.
Ещё некоторое время спустя Коля предложил Тане танцевать с ней на елке. Новый год. Приготовления. «Придет ли он?» Гости, а Коли нет. «А ведь совсем недавно сколько горьких и сладких чувств толпилось в её сердце при одной только мысли об отце: Что с ней? Она все время думает о Коле.
” Филька тяжело переживает Танину влюбленность, так как сам влюблен в Таню. Коля подарил ей аквариум с золотой рыбкой, а Таня попросила эту рыбку зажарить. Танцы. Интрига: Филька сообщает Тане, что Коля завтра идет с Женей на каток, а Коле говорит, что они завтра пойдут с Таней на спектакль в школу. Филька ревнует, но пытается это скрыть.
Таня идет на каток, но прячет коньки, так как встречает Колю с Женей. Таня решает забыть Колю и идет в школу на спектакль. Резко начинается буран.
Таня бежит на каток, чтобы предупредить ребят. Женя испугалась и быстро ушло домой. Коля упал на ногу и не может идти. Таня бежит к Фильке домой, садится в собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда девочка бросила им на растерзание любимого Тигра (это была очень большая жертва).
Коля и Таня упали с нарты, но несмотря на страх продолжают бороться за жизнь. Буран усиливается. Таня, рискуя жизнью, тянет Колю на нарте. Филька предупредил пограничников и те вышли на поиски детей, среди них был и их отец. Каникулы.
Таня и Филька навещают Колю, который отморозил себе щеки и уши. Школа. Слухи о том, что Таня хотела погубить Колю, затащив его на каток.
Все против Тани, кроме Фильки. Ставится вопрос об исключении Тани из пионеров. Девочка прячется и плачет в пионерской комнате, потом засыпает. Её нашли. Все узнают от Коли правду. Таня возвращается домой.
Говорит с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать предлагает уехать. Встреча с Филькой, он узнает, что Таня собирается встретиться с Колей на рассвете. Филька из ревности рассказывает об этом их отцу. Лес… Он объясняется в любви. Приходит отец.
Таня уходит. Прощание с Филькой. Конец повести.

Читайте также:  Образец заявления в полицию на лай собаки

Создавал повесть Р. И. Фраерман в деревне
Солотча Рязанской области, а вот местом действия
своего произведения сделал Дальний Восток,
который покорил его ещё с молодых лет. Он
признавался: “Я узнал и полюбил всем сердцем и
величественную красоту этого края, и его бедные
народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих
веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и
бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу,
любили тайгу, знали ее законы и вечные законы
дружбы человека с человеком.
Там-то я наблюдал много примеров дружбы
тунгусских мальчиков-подростков с русскими
девочками, примеры истинного рыцарства и
преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего
Фильку”. [2]
Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и
родители, живущие в небольшом дальневосточном
городке, – вот герои произведения Фраермана.
Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке
предстоит встреча с отцом, который когда-то
оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой
семьёй отца, которого она любит и ненавидит
одновременно…
Но почему же так притягательна эта повесть о
первой любви? “Гармоничная, созданная как
будто на одном дыхании, – отмечает Е. Путилова, –
словно поэма в прозе, повесть невелика по своему
объему. Но сколько вмещает она событий, судеб,
сколько перемен с героями происходит на ее
страницах, сколько важных открытий! Повесть эта
далеко не безмятежна, и сила книги Фраермана, ее
непреходящее очарование, может быть, и
заключаются в том, что автор, поверив в своего
читателя, смело и открыто показал, как дорого
дается человеку любовь, какими подчас
оборачивается муками, сомнениями, горестями,
страданиями. И вместе с тем, как растет душа
человека в этой любви”. [3] А по мнению
Константина Паустовского, Рувим Исаевич
Фраерман “не столько прозаик, сколько поэт. Это
определяет многое как в его жизни, гак и в
творчестве. Сила воздействия Фраермана и
заключена главным образом в этом его поэтическом
видении мира, в том, что жизнь предстает перед
нами на страницах его книг в своей прекрасной
сущности. Фраерман предпочитает писать
для юношества, а не для взрослых.
Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем
умудренное опытом сердце взрослого человека”.
[4]
Мир детской души с её необъяснимыми порывами,
мечтами, восхищением жизнью, ненавистью,
радостями и горестями открывает перед нами
писатель. И в первую очередь это относится к Тане
Сабанеевой, главной героине повести Р. И.
Фраермана, с которой мы знакомимся в
идиллической обстановке первозданной природы:
девочка неподвижно сидит на камне, река обдаёт её
шумом; её глаза опущены вниз, но “взгляд их,
утомлённый блеском, рассеянным повсюду над
водой, не был пристален. Она часто отводила его в
сторону и устремляла вдаль, где круглые горы,
осенённые лесом, стояли над самой рекой.
Воздух ещё был светел, и небо, стеснённое
горами, казалось среди них равниной, чуть
озарённой закатом. Она медленно
повернулась на камне и неторопливо зашагала
вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому
склону горы спускался высокий лес.
Она вошла в него смело.
Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за
её спиной, и перед ней открылась тишина”. [5]
Автор сначала не называет даже имени своей
героини: так хочется ему, как мне кажется,
сохранить ту гармонию, в которой находится
девочка в этот момент: имя здесь не важно – важна
гармония между Человеком и Природой. Но нет, к
сожалению, этой гармонии в душе школьницы. Мысли,
тревожные, беспокойные, не дают Тане покоя. Она
всё время размышляет, мечтает, силится
“представить в своём воображении те
неизведанные края, куда и откуда бежит река”.[6]
Ей хочется увидеть другие страны, иной мир
(“Охота к перемене мест” ей овладела).
Но почему же так хочется девочке убежать
отсюда, почему не привлекают её сейчас ни этот
знакомый ей с первых дней жизни воздух, ни это
небо, ни этот лес?
Она одинока. И в этом её несчастье: “пусто
было вокруг Девочка осталась одна”; “в
лагере меня никто не ждёт” [7]; “Одни, значит,
мы с тобой остались. Мы завсегда одни она
одна знала, как эта свобода тяготила её. [8]
В чём же причина её одиночества? У девочки есть
дом, мама (правда, она всё время на работе в
больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с
котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном…
Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого
Таня не знает совсем и который живёт
далеко-далеко (всё равно, что в Алжире или Тунисе).
Поднимая проблему неполных семей, автор
заставляет задуматься над многими вопросами.
Легко ли дети переживают разрыв родителей? Что
они чувствуют? Как наладить отношения в такой
семье? Как не воспитать ненависть к ушедшему из
семьи родителю? Но Р. И. Фраерман не даёт прямых
ответов, он не морализирует. Для него ясно одно:
дети в таких семьях рано взрослеют.
Вот и героиня, Таня Сабанеева, не по годам
серьёзно размышляет о жизни. Даже нянька
подмечает: “Думная ты уж оченьдумаешь
много”[9]. И погружаясь в анализ жизненной
ситуации, девочка убеждает себя, что она не
должна любить этого человека, хотя мать никогда
не говорила о нём плохо. А известие о приезде
отца, да ещё и с Надеждой Петровной и Колей,
который будет учиться с ней в одном классе,
надолго лишает Таню покоя. Но сама того не желая,
девочка ждёт отца (одето нарядное платье, сорваны
ирисы и саранки, которые он так любит), пытается
сама себя обмануть, объясняя причины своего
поведения в смоделированной беседе с матерью. И
даже на пристани, вглядываясь в прохожих, она
корит себя за то, что поддалась “невольному
желанию сердца, которое теперь так стучит и не
знает, что ему делать: просто умереть или стучать
ещё сильнее?” [10]
Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не
видел почти пятнадцать лет, полковнику
Сабанееву, но ещё сложнее его дочери. Обида,
ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к
родному человеку. Стена отчуждения, выросшая
между ними за долгие годы разлуки, не может быть
так быстро разрушена, поэтому обеды у отца по
воскресеньям становятся для Тани тяжёлым
испытанием: “Таня входила в дом, а собака
оставалась у двери. Как часто Тане хотелось,
чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом!
сердце Тани против воли переполнялось
недоверием через край” [11].
Но в то же время всё привлекало её тут. Даже
племянник Надежды Петровны Коля, о котором Таня
думает чаще, чем ей хотелось бы, и который
становится объектом её злорадства, агрессии,
гнева. Их противостояние (а на конфликт идёт
только Таня) тяжким грузом давит на сердце
Фильки, этого верного Санчо Панса, готового
сделать для своего друга всё, что в его силах.
Единственное, чего не может Филька, – это понять
Таню и помочь ей справиться со своими
переживаниями, тревогами, эмоциями.
Со временем Таня Сабанеева многое начинает
осознавать, её “глаза открываются”, та
внутренняя напряжённая работа (и в этом она
похожа на героиню Л.Толстого, Наташу Ростову)
приносит свои плоды: школьница понимает, что мама
до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким
верным другом, как Филька, что рядом со счастьем
часто соседствует боль и страдание, что
спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она
его любит. Но главный вывод, который делает юная
героиня, помогает ей преодолеть грусть
расставания с Филькой, Колей, родным городом,
детством: “Всё не может пройти” [12], просто так
исчезнуть, не может быть забыта “их дружба и всё
то, что так обогатило их жизнь навсегда” [13]. И
процесс этот, такой важный для поиска духовной
гармонии Таней Сабанеевой, автор показывает
через её внутренние монологи, которые становятся
своеобразной “диалектикой души” юной
героини: “Что ж это” – подумала Таня. – Ведь
это он обо мне говорит. Неужели же все, и даже
Филька, так жестоки, что ни на минуту не дают мне
забыть того, что всеми силами я стараюсь не
помнить!” [14]
Будучи мастером создания психологически
верных человеческих характеров, “глубокого
поэтического проникновения в духовный мир своих
героев” [15], автор почти никогда не описывает
душевное состояние персонажей, не комментирует
их переживания. Р. Фраерман предпочитает
оставаться “за кадром”, стремится оставить нас,
читателей, наедине со своими выводами, особое
внимание уделяя, по мнению В. Николаева,
“точному описанию внешних проявлений
душевного состояния героев — позе, движению,
жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно
разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего
взора борьбу чувств, бурную смену переживаний,
напряженную работу мысли. И тут писатель особое
значение придает тональности повествования,
музыкальному строю авторской речи, ее
синтаксическому соответствию состояния и облика
данного героя, общей атмосфере описываемого
эпизода. Произведения Р. Фраермана, если так
можно выразиться, всегда превосходно
оркестрованы. Используя разнообразные
мелодические оттенки, он при этом умеет их
подчинить общему строю, не позволит себе
нарушить единство основного мотива,
господствующей мелодии” [16].
Так например, в эпизоде “На рыбалке” (глава
8) мы наблюдаем такую картину: “Таня со
злорадством молчала. Но и её озябшая фигурка с
открытой головой, тонкими волосами, от влаги
завивавшимися в кольца, будто говорила: “Вот
посмотрите, какой он, этот Коля, есть” [17]. Автор
проводит параллель между внутренним состоянием
героини и состоянием природы: девочка пропитана
неприязнью к Коле, а это утро наполнено влагой,
туманами и холодом. Ведь даже элементарные слова
вежливости, слетающие из уст Коли, вызывают у неё
вспышку гнева: “Таня задрожала от гнева.
– “Простите, пожалуйста”! – повторила она
несколько раз. – Какая вежливость! Ты бы лучше не
задерживал нас. Из-за тебя мы прозевали клёв”
[18].
А прекрасное описание бурана, созданное с
помощью выразительных эпитетов, сравнений,
олицетворений, метафор?! Эта музыка стихии! Ветер,
снег, звуки бури – звучание настоящего оркестра:
“А метель уже занимала дорогу. Она шла стеной,
как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж
скал. Высокие волны снега катились ей
[Тане] навстречу – преграждали путь. Она
взбиралась на них и снова опускалась и всё шла и
шла вперёд, плечами расталкивая густой,
непрерывно движущийся воздух, при каждом шаге
отчаянно цеплявшийся за одежду подобно колючкам
ползучих трав. Он был тёмен, полон снега, и ничего
сквозь него не было видно. всё исчезло,
скрылось в этой белой мгле” [19].
Как не вспомнить тут “Буран” С.Т. Аксакова
или описание метели в повести А. С. Пушкина
“Капитанская дочка”!?
Как ни странно, но произведение Рувима
Фраермана, созданное зимой 1938 года, когда
основным литературным методом в стране был
провозглашённый ещё на первом съезде писателей
социалистический реализм, не похоже на другие
произведения этого периода (оно скорее ближе к
классике русский литературы девятнадцатого
века). Автор не делает ни одного из героев
отрицательным, плохим. А на мучающий Таню вопрос,
кто же виноват, что всё так случилось, отвечает её
мама: “…люди живут вместе, пока любят друг
друга, а когда не любят, они не живут вместе – они
расходятся. Человек свободен всегда. Это наш
закон на вечные времена” [20]. От других же
произведений писателя о Дальнем Востоке “Дикая
собака динго…” отличается тем, что
мировоззрению “естественного” человека,
эвенкийского мальчика, противопоставлено
сознание Сабанеевой Тани, смятённое целым рядом
внезапно возникших психологических проблем,
которые связаны с непростыми семейными
отношениями, терзаниями первой любви, “трудным
возрастом”.
Примечания

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки