Основы анатомии и физиологии собак учебное пособие лущай ю ткаченко л

641d237352a65c5066cdbd702615abaf

Анатомия животных включает следующие разделы: области и части тела животного, общие термины, употребляемые при описании тела животного, остеологию, артрологию, миологию, дерматологию, спланхнологию, ангиологию, неврологию, эстезиологию, особенности анатомии домашней птицы.

Содержание учебника соответствует программе практических занятий по анатомии животных по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», уровень высшего образования — бакалавриат.

542704e9efb5919512b290fbe2bc9b9b

Данное издание предназначено для студентов учебных заведений среднего профессионального образования кинологической направленности. Вопросы анатомии и физиологии собаки отражены в полной степени, при этом объем предлагаемого материала адаптирован для полного обеспечения занятий в соответствии с тематическим планом.

660b924a7dfd4dafc33ced34ebb885a2

Настоящая книга является руководством по анатомии и биохимии собаки для студентов и аспирантов ветеринарных факультетов, для практикующих ветеринарных врачей и кинологов.

961f7dfe38ed9b425582f0983af22c9b

b36c43b720c37501c30d5e832aa9f23c

ecef59fcd020f0851a41085ee7033577

56b499fac96ed7ec2b1838145d9dd2e6

В пособии обобщены и изложены основные сведения об особенностях и различных способах содержания, разведения и кормления собак, мероприятиях по уходу за ними, приведены основные заболевания собак и необходимые ветеринарные мероприятия в собаководстве.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Зоотехния», всех, кто занимается собаководством — профессионалам и любителям.

501aef208db06fbb049d3e4e255e3f80

В учебном пособии приведены сведения о роли химических элементов, их органических и неорганических соединений в биологических системах всех уровней — от клетки до биоценоза. С привлечением большого фактического материала дан обзор структуры и превращений биоорганических соединений (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, ферментов, гормонов и др.), лежащих в основе жизнедеятельности организмов, представляющих все царства природы.

Значительное место в книге отведено использованию достижений биологической химии в научных исследованиях, в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Теоретические разделы учебного пособия дополнены практикумом, в котором приведено описание методов исследования структуры и функций биоорганических соединений. Примерная программа элективного курса, содержащаяся в пособии, может быть использована в системе профильного и дополнительного образования.

Пособие предназначено для студентов СПО, обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния», «Ветеринария», «Обработка водных биоресурсов», «Ихтиология и рыбоводство», «Пчеловодство», «Биохимическое производство», а также учащихся старших классов с углубленным изучением химии и биологии, преподавателей и учителей.

Источник

660b924a7dfd4dafc33ced34ebb885a2

Настоящая книга является руководством по анатомии и биохимии собаки для студентов и аспирантов ветеринарных факультетов, для практикующих ветеринарных врачей и кинологов.

a7d59b807262323b223963a2e47e6014

В учебном пособии изложен материал о роли воды в жизни биологических объектов (животные, растения, человек). Подробно рассмотрены общие характеристики, типы и виды воды. Уделено внимание практическому значению воды, биогенных элементов и ферментов в жизни. Показаны основные группы растений и животных по отношению к воде, содержание в них воды в разных органах, влияние воды на человека и развитие растений.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Зоотехния» (бакалавриат и магистратура), «Садоводство» (бакалавриат и магистратура), «Агрономия» (бакалавриат и магистратура), «Агрохимия и агропочвоведение» (бакалавриат и магистратура), аспирантов и слушателей программ дополнительного профессионального образования по направлениям «Агрономия», «Садоводство».

d7e33fde7d280791cc506a35fcb6fcfa

Практикум состоит из разделов по биологии клетки, эмбриологии и гистологии сельскохозяйственных животных. Весь материал разделен на темы и занятия. В данное издание включены материалы по вопросам сравнительной морфологии животных с учетом современных достижений науки.

Практикум предназначен для бакалавров по направлениям «Зоотехния» и «Биология», также может быть рекомендован для самостоятельного изучения студентами.

ecef59fcd020f0851a41085ee7033577

56b499fac96ed7ec2b1838145d9dd2e6

В пособии обобщены и изложены основные сведения об особенностях и различных способах содержания, разведения и кормления собак, мероприятиях по уходу за ними, приведены основные заболевания собак и необходимые ветеринарные мероприятия в собаководстве.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Зоотехния», всех, кто занимается собаководством — профессионалам и любителям.

26de4f02755ba9b11b1290676317609c

В учебнике изложены основные закономерности деятельности систем организма животных, что позволяет познать механизмы и закономерности осуществления физиологических процессов и функций, их регуляции. Освещает систематизированную совокупность современных знаний по этологии (поведению) животных. Благодаря краткости и раскрытию всех тем курса физиологии и этологии животных учебник удобен при подготовке к экзамену.

Для студентов высших учебных заведений по направлениям подготовки: «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния», «Биология», специальности «Ветеринария», а также может быть использован слушателями ФПК — преподавателями высших учебных заведений.

55daa56c42f97ef02d939743d01d4549

В учебном пособии рассматриваются вопросы анатомии, топографии и гистологии иммунокомпетентных органов крупного рогатого скота, свиней, лошадей, собак и птиц. Представлены видовые особенности патологии иммунокомпетентных органов при различных заболеваниях.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария», бакалавров по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», аспирантов, практикующих ветеринарных врачей и экспертов.

cde7d2f1395ba225534413b631e2a0b7

Учебник подготовлен заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАЕН, доктором сельскохозяйственных наук, профессором В. И. Комлацким в соответствии с требованиями ФГОС.

На основании собственных исследований и многочисленных научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей представлена классификация поведения, подробно описана физиология поведенческих актов свиней. Всесторонне освещены социальное, половое, пищевое поведение свиней в породном и возрастном аспектах в зависимости от условий содержания и биологических особенностей животных, их резистентности, устойчивости к стрессам, потенциальной продуктивности и состояния нервной системы. Рассмотрены вопросы эволюции поведения в условиях индустриального свиноводства, а также сложные поведенческие реакции во взаимосвязи с нервной деятельностью и продуктивностью животных.

К каждой главе имеются тестовые задания и контрольные вопросы. Учебник снабжен глоссарием.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Зоотехния», «Ветеринария», аспирантов биологических и сельскохозяйственных специальностей, этологов, специалистов животноводства, селекционеров, физиологов и всех, кто интересуется особенностями поведения домашних свиней.

Источник

641d237352a65c5066cdbd702615abaf

Анатомия животных включает следующие разделы: области и части тела животного, общие термины, употребляемые при описании тела животного, остеологию, артрологию, миологию, дерматологию, спланхнологию, ангиологию, неврологию, эстезиологию, особенности анатомии домашней птицы.

Содержание учебника соответствует программе практических занятий по анатомии животных по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», уровень высшего образования — бакалавриат.

542704e9efb5919512b290fbe2bc9b9b

Данное издание предназначено для студентов учебных заведений среднего профессионального образования кинологической направленности. Вопросы анатомии и физиологии собаки отражены в полной степени, при этом объем предлагаемого материала адаптирован для полного обеспечения занятий в соответствии с тематическим планом.

660b924a7dfd4dafc33ced34ebb885a2

Настоящая книга является руководством по анатомии и биохимии собаки для студентов и аспирантов ветеринарных факультетов, для практикующих ветеринарных врачей и кинологов.

961f7dfe38ed9b425582f0983af22c9b

b36c43b720c37501c30d5e832aa9f23c

ecef59fcd020f0851a41085ee7033577

56b499fac96ed7ec2b1838145d9dd2e6

В пособии обобщены и изложены основные сведения об особенностях и различных способах содержания, разведения и кормления собак, мероприятиях по уходу за ними, приведены основные заболевания собак и необходимые ветеринарные мероприятия в собаководстве.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Зоотехния», всех, кто занимается собаководством — профессионалам и любителям.

501aef208db06fbb049d3e4e255e3f80

В учебном пособии приведены сведения о роли химических элементов, их органических и неорганических соединений в биологических системах всех уровней — от клетки до биоценоза. С привлечением большого фактического материала дан обзор структуры и превращений биоорганических соединений (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, ферментов, гормонов и др.), лежащих в основе жизнедеятельности организмов, представляющих все царства природы.

Значительное место в книге отведено использованию достижений биологической химии в научных исследованиях, в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Теоретические разделы учебного пособия дополнены практикумом, в котором приведено описание методов исследования структуры и функций биоорганических соединений. Примерная программа элективного курса, содержащаяся в пособии, может быть использована в системе профильного и дополнительного образования.

Пособие предназначено для студентов СПО, обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния», «Ветеринария», «Обработка водных биоресурсов», «Ихтиология и рыбоводство», «Пчеловодство», «Биохимическое производство», а также учащихся старших классов с углубленным изучением химии и биологии, преподавателей и учителей.

Источник

641d237352a65c5066cdbd702615abaf

Анатомия животных включает следующие разделы: области и части тела животного, общие термины, употребляемые при описании тела животного, остеологию, артрологию, миологию, дерматологию, спланхнологию, ангиологию, неврологию, эстезиологию, особенности анатомии домашней птицы.

Содержание учебника соответствует программе практических занятий по анатомии животных по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», уровень высшего образования — бакалавриат.

542704e9efb5919512b290fbe2bc9b9b

Данное издание предназначено для студентов учебных заведений среднего профессионального образования кинологической направленности. Вопросы анатомии и физиологии собаки отражены в полной степени, при этом объем предлагаемого материала адаптирован для полного обеспечения занятий в соответствии с тематическим планом.

660b924a7dfd4dafc33ced34ebb885a2

Настоящая книга является руководством по анатомии и биохимии собаки для студентов и аспирантов ветеринарных факультетов, для практикующих ветеринарных врачей и кинологов.

961f7dfe38ed9b425582f0983af22c9b

b36c43b720c37501c30d5e832aa9f23c

ecef59fcd020f0851a41085ee7033577

56b499fac96ed7ec2b1838145d9dd2e6

В пособии обобщены и изложены основные сведения об особенностях и различных способах содержания, разведения и кормления собак, мероприятиях по уходу за ними, приведены основные заболевания собак и необходимые ветеринарные мероприятия в собаководстве.

Читайте также:  Амит форте для собак от чего помогает

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Зоотехния», всех, кто занимается собаководством — профессионалам и любителям.

501aef208db06fbb049d3e4e255e3f80

В учебном пособии приведены сведения о роли химических элементов, их органических и неорганических соединений в биологических системах всех уровней — от клетки до биоценоза. С привлечением большого фактического материала дан обзор структуры и превращений биоорганических соединений (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, ферментов, гормонов и др.), лежащих в основе жизнедеятельности организмов, представляющих все царства природы.

Значительное место в книге отведено использованию достижений биологической химии в научных исследованиях, в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Теоретические разделы учебного пособия дополнены практикумом, в котором приведено описание методов исследования структуры и функций биоорганических соединений. Примерная программа элективного курса, содержащаяся в пособии, может быть использована в системе профильного и дополнительного образования.

Пособие предназначено для студентов СПО, обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния», «Ветеринария», «Обработка водных биоресурсов», «Ихтиология и рыбоводство», «Пчеловодство», «Биохимическое производство», а также учащихся старших классов с углубленным изучением химии и биологии, преподавателей и учителей.

Источник

Юдичев Том 1 Анатомия

htmlconvd

htmlconvd

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ю.Ф. Юдичев, В.В. Дегтярев, Г.А. Хонин

ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ. ОСТЕОЛОГИЯ. АРТРОЛОГИЯ. МИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПОКРОВ

Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по специальности «Ветеринария»

и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза»

Оренбург Издательский центр ОГАУ

УДК 611(02) ББК 28.66я73 А 64

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета (председатель совета – профессор В.В. Каракулев).

Том 1 – Введение в анатомию. Остеология. Артрология. Миология. Общий покров. ( Ю.Ф. Юдичев, В.В. Дегтярев, Г.А. Хонин ).

Том 2 – Спланхнология. Железы внутренней секреции. Ангиология. Неврология. Органы чувств. Особенности анатомии домашних птиц ( Ю.Ф. Юдичев, В.В. Дегтярев, А.Г. Гон-

Х.Б. Баймишев – заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор; Б.П. Шевченко – заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор

А 64 Анатомия животных: учебное пособие. В 2-х т. Т. 1 / Ю.Ф. Юдичев, В.В. Дегтярев, Г.А. Хонин; под редакцией проф. В.В. Дегтярева. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 298 с.

Учебное пособие содержит основные сведения о строении и развитии организма домашних животных с учетом новейших достижений отечественных и зарубежных исследований. В отличие от предыдущих отечественных изданий, в предлагаемом учебном пособии значительно расширена теоретическая часть и дополнены конкретные сведения о видовых различиях строения органов и систем домашних животных. Вся анатомическая терминология уточнена по новейшему изданию Большой ветеринарной анатомической номенклатуры (Цюрих, 1994), утвержденной Генеральной Ассамблеей Всемирнойассоциацииветеринарныханатомовв1992году.Учебноепособиенаписано в соответствии с программой по анатомии животных и предназначено для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений, обучающихся по специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

УДК 611(02) ББК 28.66я73

© Ю.Ф. Юдичев, В.В. Дегтярев, Г.А. Хонин, 2013

© Издательский центр ОГАУ, 2013

Анатомия домашних животных в учебном плане по специальности «Ветеринария» по сравнению со всеми другими дисциплинами высшего ветеринарного образования имеет наибольший объем как по количеству отводимых учебных часов, так и по той информации, которую студент должен получить на лекциях и лабораторно-практических занятиях.

Изучение анатомии – сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента большой усидчивости, настойчивости и последовательности в освоении программных вопросов. Чтобы понять законы построения и развития систем и органов животного организма, познать видовые и возрастные особенности их строения, формы, топографии и взаимоотношения между собой, времени, отводимого на академические занятия, крайне недостаточно. Для этого требуется дополнительная и весьма напряженная самостоятельная работа в анатомических кабинетах во внеурочное время с использованием натуральных препаратов и последующей проверкой своих знаний на живых объектах и трупном материале.

Попытки облегчить труд студента при изучении анатомии домашних животных путем создания специальных учебных пособий в виде компендиумов (А.И. Акаевский, 1922 – 1929), отдельных выпусков по важнейшим разделам (А.Ф. Климов, 1927, Г.А. Гиммельрейх, 1982), анатомических тетрадей для самостоятельной работы (Б.В. Богородский, 1952), анатомических плакатов (С.В. Иванов, 1949), атласов (И.П. Осипов, 1965 – 1977; П. Попеско, 1968 – 1978) и, наконец, практикумов к лабораторным занятиям (Л.А. Гусева и др., 1962; М.И. Лебедев, 1973; Г.А. Гиммельрейх и др., 1980), к сожалению, не нашли широкого использования по причине малого тиража, а некоторые из-за больших недочетов в изложении фактического материала.

В предлагаемом учебнике, составленном в соответствии с учебной программой курса «Анатомия животных», даны конкретные сведения о строении органов и их видовых особенностях

у домашних животных в системном изложении. За основу взят классический учебник, издаваемый на протяжении многих десятилетий под редакцией проф. А.И. Акаевского (1962 – 1984). При подготовке рукописи к изданию были учтены многие ценные пожелания, высказанные такими авторитетными морфологами как А.И. Акаевский, Ю.Т. Техвер, Г.М. Удовин, П.А. Ковальский, посвятивших всю свою жизнь интересам морфологической науки и проблемам высшего ветеринарного образования в бывшем Советском Союзе.

В качестве образца в изложении фактического материала были использованы лучшие учебные руководства как отечественных, так и зарубежных авторов (А.Ф. Климов, А.И. Акаевский, 1955; В.Н. Жеденов, 1958; W. Ellenberger, H. Baum, 1943; R. Nickel, A. Schummer, E. Selferle, 1975; T. Koch, R. Berg, 1985; K.M. Dyce, W.O. Sack, C.J. G. Wensing, 1987).

Считаю своим приятным долгом выразить большую благодарность за ценные советы профессорам К.А. Васильеву (Улан-Удэ), М.А. Соколовой (Санкт-Петербург), З.П. Андреевой (Екатеринбург), А.Ф. Рыжих, Г.И. Яшиной (Казань), С.К. Рудику (Киев), Ю.М. Малофееву (Барнаул), а также моим ученикам, сотрудникам и студентам за постоянную помощь и моральную поддержку при преодолении встречающихся трудностей.

Заслуженный деятель науки РФ, действительный член МАН ВШ, доктор биологических наук, профессор Ю. Юдичев

Введение в АНАТОМИЮ

Анатомия животных в системе высшего ветеринарного образования относится к одной из важнейших и труднейших фундаментальных дисциплин, на знании которой осуществляется вся последующая подготовка будущих ветеринарных специалистов. Вместе с другими теоретическими дисциплинами ветеринарно-биологического цикла (зоология, гистология, эмбриология, физиология, биохимия) анатомия создает необходимый базис, используемый на предклинических и специальных кафедрах для формирования у студентов врачебного мышления и профессиональных навыков.

Множество деталей в строении органов с их специфической терминологией, требующей запоминания в русской и латинской транскрипции, у студента нередко вызывает большие затруднения. Эти затруднения чаще всего связаны с отсутствием элементарных знаний латинского языка, неумением осмыслить значение специальных терминов и использовать базовые слова при словообразовании. Особенно большие трудности возникают при использовании различной учебной и учебно-методической литературы прежних изданий, где зачастую одни и те же анатомические детали именуются по-разному. Нередко в этой путанице повинны и сами авторы, дающие анатомические термины без учета требований Международной ветеринарной анатомической номенклатуры и тех изменений, которые в нее вносились.

Первая Международная анатомическая номенклатура была принята в 1895 году (Базельская анатомическая номенклатура), но она, к сожалению, оказалась приемлемой лишь для медицинских специалистов. Все попытки, предпринимаемые для создания специальной Международной ветеринарной анатомической номенклатуры, долгое время были безуспешными. Лишь в 1967 году в Париже Генеральная Ассамблея Всемирной ассоциации ветеринарных анатомов, рассмотрев и одобрив предложение Номенклатурного комитета, узаконила первую Международную ветеринарную анатомическую номенклатуру, которая была опубликована в Вене в 1968 году. В 1973 году вышло второе (переведено на русский язык проф. Г.М. Удовиным в 1979 г.), в 1983 г. – третье и в 1994 г. – четвертое ее издание. Последние два издания, в которые были внесены существенные исправления и дополнения, в России и странах СНГ не переводились и не издавались. Учитывая этот факт, при подготовке предлагаемого учебника вся анатомическая терминология была тщательно выверена по оригинальным текстам третьего и четвертого изданий Международной ветеринарной анатомической номенклатуры, любезно предоставленных в наше распоряжение Президентом WAVA профессором W.O. Sack (США)

и членом Номенклатурного комитета профессором H. Waibl (ФРГ), за что приносим им свою искреннюю признательность и благодарность.

Читайте также:  Dogecoin что за собака

В предлагаемом учебном руководстве, составленном в соответствии с программой курса «Анатомия животных» по специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», описание конкретных сведений о строении органов и их видовых особенностей у домашних животных представлено в системном изложении. В первом томе дается описание соматических (костная и мышечная системы, общий покров), во втором – висцеральных (аппараты: пищеварения, дыхания, мочеполовой), генеральных систем организма (железы внутренней секреции, сердечно-сосудистая, нервная, органы чувств)

и особенности анатомии домашних птиц. Такой подход позволит иметь более целостное представление не только об особенностях строения каждого конкретного органа, но и о тех морфофункциональных взаимоотношениях, которые они имеют между собой в каждой системе организма.

htmlconvd

Анатомия как наука и ее значение в системе высшего ветеринарного образования

. прогресс в научной медицине всецело зависит от морфологических дисциплин.

Анатомия – наука о форме, строении, топографии и взаимоотношениях отдельных органов и систем организма в связи с их функцией и развитием.

Первоначально под анатомией подразумевалось искусство рассечения трупов (гр. anatemno – рассекаю) с целью познания строения живого организма. На современном этапе анатомия определяется как наука о закономерностях строения и развития животных с учетом их видовых, породных, конституционных, половых и возрастных особенностей.

Анатомия домашних животных в системе высшего ветеринарного образования относится к одной из важнейших фундаментальных дисциплин, на знании которой осуществляется последующая подготовка будущих ветеринарных врачей, призванных решать все задачи по обслуживанию животных, повышению их продуктивности, предупреждению заболеваний, проведению диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, осуществлению ветеринарно-санитарных и судебных экспертиз.

Анатомия относится к естественно-биологическим дисциплинам.

Биология (гр. bios – жизнь + logos – учение) – наука о живых объектах, их организации и жизнедеятельности. Живое – это совокупность животных и растительных организмов, населяющих нашу планету Земля. По объектам изучения биология подразделяется на ботанику (гр. botane – трава, растение) и зоологию (гр. zoon – животное). При изучении растительных и животных организмов необходимо знать их морфологию и физиологию.

Морфология (гр. morphe – форма) – учение о форме и строении тела животных и растительных организмов в их индивидуальном и историческом развитии.

Физиология (гр. physis – природа) – наука о функциях, отправлениях и процессах, происходящих в живом организме во взаимодействии с окружающей средой. Морфология и физиология теснейшим образом взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга, в чем проявляется один из важнейших законов диалектического материализма – единство и неразрывность формы и функции. Форма и строение органов, а в равной степени и всего организма, находятся в теснейшей зависимости от условий существования и тех функций, которые они выполняют как под воздействием внешних факторов, так и под влиянием внутренней среды. Последняя зависит от вида животного, его породы, конституции, пола, возраста, наследственности и целенаправленного воздействия человека.

Анатомию принято изучать в трех основных аспектах становления организма:

1. Во взрослом состоянии, когда все органы и системы завершили свое развитие и формирование (НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ);

В онтогенезе выделяют два основных периода: внутриутробный – от момента оплодотворения до момента рождения, что входит в задачу науки ЭМБРИОЛОГИЯ (гр. embryon – зародыш) и послеутробный, или постнатальный (гр. post – после + natus – рождение), что составляет основную задачу возрастной анатомии. В процессе онтогенеза происходит рост, дифференцировка и интеграция частей и органов развивающегося организма. У позвоночных

в регуляции онтогенетических преобразованиий организма ведущая роль принадлежит нервной и эндокринной системам;

1 Термин «онтогенез» предложен Геккелем в 1866 г.

htmlconvd

3. В процессе исторического развития, т.е. в филогенезе 1 (гр. phyle – племя, род + genesis ), когда изучается последовательность изменений в организме животных во время адаптивных преобразований от низших форм организации к высшим. При изучении филогенеза конкретных групп животных (вид, популяция) используют данные палеонтологии 2 (гр. palaios – древний + ontos + logos ), сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии. При этом учитываются особенности строения вымерших животных, видовые и возрастные различия современных животных, относящихся к различным уровням организации и отличающихся своеобразием адаптивных признаков. В последнее время в филогенетике широко используются данные генетики, биохимии, физиологии, молекулярной биологии, этологии, биогеографии, паразитологии. Доказано, что все филогенетические изменения происходят посредством перестройки онтогенезов особей. В результате эволюционных преобразований возникает единственная неветвящаяся филетическая линия в виде непрерывного ряда последовательных во времени групп животных (вид, популяция), каждая из которых является потомком предшествующей группы и предком последующей.

Разнообразный подход к изучению строения и развития животного организма потребовал разработки специальных методик морфологических исследований, обусловивших подразделение анатомии на:

1. Макроскопическую ( macros – большой), или просто анатомию, изучающую детали строения организма на органном и системном уровнях без использования оптических приборов;

2. Микроскопическую ( micros – малый), когда организм изучают на тканевом – гистология (гр. histos – ткань) или клеточном – цитология (гр. kytos – клетка) уровнях с использованием микроскопов различных разрешающих возможностей;

3. Макромикроскопическую 3 анатомию, изучающую детали строения организма, находящиеся в пограничной области видения между макро- и микроанатомией, т.е. те детали, которые слишком малы для изучения посредством анатомических методик, но очень велики, чтобы их изучать под микроскопом. Для своих целей макромикроскопическая анатомия использует оптические приборы малых разрешающих способностей (стереоскопические микроскопы, бинокулярные лупы), позволяющие изучать структуру организма в объемном изображении.

С учетом практических задач анатомия подразделяется на описательную, теоретическую, функциональную, сравнительную, пластическую, топографическую и патологическую.

Описательная, или системная, анатомия дает сведения о строении тела животного в определенной последовательности по системам органов, обеспечивающих конкретные функции (костная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая

и пр.). Изложение системной анатомии может быть с учетом определенного вида животных (видовая анатомия), породы (породная анатомия), пола (половая анатомия), типа (типовая анатомия), возраста (возрастная анатомия). Если описание анатомических особенностей охватывает несколько видов животных, относящихся к определенному классу, то в таком случае ее называют сравнительной (анатомия позвоночных, анатомия млекопитающих, домашних животных).

Когда при описании анатомических особенностей касаются общих принципов строения

и развития отдельных органов и систем в процессе их исторического или индивидуального становления, то мы имеем дело с теоретической, или общей, анатомией, изучение которой необходимо для биологов широкого профиля.

Для спортивных целей, а также для обоснования особенностей строения отдельных органов и систем в зависимости от выполняемой функции большое значение имеют знания динамической, или функциональной, анатомии, которая изучает потенциальные возможности организма и рассматривает коррелятивные ( correlatio – взаимозависимость) взаимоотношения между отдельными органами и системами, входящими в его состав, при вы-

1 Термин «филогенез» предложен Э. Геккелем в 1866 г.

2 Термин «палеонтология» предложен А. Бленвилем в 1822 г.

3 Метод макромикроскопических исследований в анатомии разработан и предложен для широкого использования В.П. Воробьевым в 1925 г.

полнении различных упражнений (тренинг рысистых лошадей, обучение служебных собак, цирковых животных).

Для художников и скульпторов необходимы знания пластической анатомии (гр. plastike – искусство лепки, ваяние), дающие представление о внешних формах тела, соотношениях и пропорциях его частей как при статике, так и динамике.

Для осуществления оперативных доступов и выполнения наиболее рациональных оперативных приемов ветеринарный врач должен хорошо знать топографическую (гр. topos – место + grapho – пишу), или хирургическую, анатомию. Топографическая анатомия дает сведения о строении тела животного по областям с учетом взаиморасположения отдельных органов, кровеносных сосудов и нервов, т.е. их синтопию (гр. syn – вместе + topos ). Проекция органов и их деталей на звенья или отделы скелета носит название скелетотопия.

Если особенности строения тела животного касаются больного организма, то их изучением занимается патологическая анатомия (гр. pathos – болезнь).

Краткая история анатомии

Тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером.

Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед.

Анатомия относится к одной из древнейших наук, развитие которой находилось в тесной зависимости от эволюции человеческого общества, уровня его производительных сил и характера производственных отношений. Порожденная потребностями практической жизни человека, анатомия и поныне остается одной из научных основ распознавания и лечения болезней человека и животных, обслуживая разнообразные требования медицины, ветеринарии, животноводства и других отраслей практической деятельности человека. Она содействует разрешению многих важных теоретических, общебиологических и философских проблем.

Читайте также:  Baby powder шампунь для собак

В древнем мире первобытные люди, охотясь на животных и разделывая добычу, познавали видовые особенности строения тела животных и их внутренних органов, определяли их форму, цвет, топографию и значение. О том, что кроманьонец в эпоху палеолита имел представление о формах тела животных и топографии их важнейших органов, можно судить по рисункам, оставленным на стенах пещер, изображениям на поверхностях камней, костей или на дошедших до наших дней различных изделиях из камня и глины.

С одомашниванием животных, что произошло около 8 тысячелетий назад, анатомические знания в значительной степени расширились и углубились, но они еще долгое время оставались крайне недостаточными.

Первые обобщения накопленных знаний принято связывать с именами Алкмеона из Кротона, Демокрита (живших около 500 лет до н.э.) и Гиппократа (460 – 377 гг. до н.э.), которыми предпринимались анатомические исследования трупов людей и вскрытия животных при убое. Повышенный интерес к познанию видовых особенностей строения тела животных был отражен в трудах Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), который умел отличать нервы от сухожилий, имел представление о взаимосвязях сердца с аортой и отходящими от нее сосудами, изучил развитие цыпленка, ввел понятие об аналогии и разработал первую классификацию животных. Своими трудами Аристотель заложил основы сравнительной анатомии и эмбриологии.

В Александрийский период (III в. до н.э.) экономика государства, в связи с возросшим общим культурным уровнем общества, требовала конкретных знаний о природе, что привело

Расцвет Римской империи с ее рабовладельческим строем сопровождался упадком Александрийской культуры и перемещением центра научных изысканий в Рим. Запросы практической медицины и ветеринарии настоятельно требовали более обстоятельных анатомических знаний. К началу новой эры А. Цельс, живший в конце I в. до н.э., произвел систематизацию накопленных сведений, обратив особое внимание на труды Герофила, Эразистрата и других греческих естествоиспытателей. Его начинания были продолжены К. Галеном (131 – 201 гг.), который в значительной степени расширил анатомические познания за счет собственных наблюдений, особенно в области нервной системы. Он не только много препарировал, но и проводил вивисекции на животных. Им были описаны около 300 мышц, выделены 7 пар черепных и 30 пар спинальных нервов, установлено значение возвратных нервов. Несмотря на то, что К. Гален в своих трудах опирался на идеалистические взгляды Аристотеля, он способствовал переходу к аналитическому и экспериментальному методам исследования.

Назревший социально-экономический кризис Римской империи привел к гибели рабо­ владельческого строя в Европе и расцвету феодализма. Войны, переселения народов и распространение различных вероучений привели к упадку научной мысли, способствовали развитию метафизики и схоластики, расцвету алхимии, магии и астрологии.

В VII–VIII вв. происходило вторжение в Европу арабских народов, которые не только создали громадное государство, но и ассимилировали культуру порабощенных народов. Были переведены на арабский язык многие сочинения крупнейших ученых Древней Греции и Рима, что способствовало сохранению научного наследия античного мира. В этом особенно велика заслуга крупнейшего ученого и мыслителя средневековья Ибн-Сины (Авиценны) (980 – 1037 гг.), отличавшегося энциклопедическими познаниями в различных отраслях науки, в том числе и в анатомии. Из 100 сочинений, написанных им, особого внимания заслуживает «Канон медицины», где были обобщены не только сведения из трудов Гиппократа, Аристотеля, Галена, но и приведены собственные наблюдения.

В XI–XV вв. более значительное развитие получило животноводство, что способствовало повышению интереса к ветеринарным наукам, особенно к изучению лошади, игравшей в то время большую роль в сельскохозяйственном производстве и армии. В середине XIII в. германский император Фридрих II (1194 – 1250), увлекаясь соколиной охотой, обобщил свои познания о птицах, об особенностях их скелета, мышц, внутренних органов, подметил у них сходство в строении крыла с передней конечностью млекопитающих. Написанный им трактат о птицах можно считать первым сочинением по сравнительной орнитологии. Его конюший Дж. Руффо написал книгу для конюхов, в которой наряду со сведениями о содержании, кормлении и по уходу за лошадьми были представлены основные данные об их экстерьере и анатомии.

Со второй половины XV в. намечается упадок феодализма и зарождение капитализма. Этот период, названный эпохой Возрождения, Ф. Энгельсом расценивался как «. величайший прогрессивный переворот. эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». К наиболее выдающимся ученым эпохи Возрождения в области анатомии следует отнести Леонардо да Винчи и Андрео Везалия.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – гениальный итальянский художник, инженер, видный ученый и мыслитель, чей талант проявился в различных областях науки. Как художник он интересовался не только разнообразием форм, но и строением тела человека и различных видов животных (лошадь, собака, кошка, верблюд, леопард, лев). Как инженер, желая сконструировать летательный аппарат, он в деталях изучил особенности полета и строение органов движения птиц. Кроме того, он интересовался строением матки, плаценты, сердца,

кровеносных сосудов человека и крупного рогатого скота; дал подробное описание подъязычной кости и диафрагмы собаки. Свои наблюдения Леонардо да Винчи богато иллюстрировал анатомическими зарисовками и тем самым заложил научные основы пластической анатомии.

Андрео Везалий (1514 – 1564), как и Леонардо да Винчи, был не только новатором в развитии анатомической техники, но и реформатором в области анатомической номенклатуры. На основании собственных наблюдений он внес коренные изменения в учение К.Галена, что нашло отражение в его капитальном труде ««О строении человеческого тела»» (1543), изданном в семи книгах.

Г. Азелли (1581 – 1626), открывший лимфатические сосуды, затем эта тема была расширена в трудах Ж. Пеке (1622 – 1674).

В 1598 г. вышло капитальное руководство по анатомии и лечению лошади, написанное К.Руини (1530 – 1598), в котором были представлены оригинальные анатомические рисунки и указаны некоторые возрастные особенности важнейших органов. Итальянец М. Северино (1580 – 1656) написал первое руководство по зоотомии (1645), в котором были представлены сведения о строении органов пищеварения и размножения домашних животных. Здесь же впервые были даны сведения о поджелудочной железе лошади.

По мере совершенствования анатомической техники и особенно методов консервирования, в чем велика заслуга голландского ученого-анатома Р. Рюиша (1638 – 1731), анатомия как наука получила большие возможности не только для своего успешного развития, но и для сохранения более интересных объектов и препаратов. Это способствовало развитию музейного дела. Первая коллекция анатомических препаратов, изготовленных Р. Рюишем, в 1717 г. была приобретена Петром I для его «Кунсткамеры». Эта коллекция до сих пор сохраняется в музее зоологического института в г. Санкт-Петербурге.

В 1628 г. У. Гарвей (1578 – 1657), экспериментируя на животных, впервые открыл большой круг кровообращения и тем самым заложил научные основы науки физиологии. Ему принадлежит обширный труд по эмбриологии животных.

В XVII в., благодаря изобретению микроскопа, расширились возможности для более глубоких анатомических исследований. Среди первых микроскопистов, обогативших науку многими открытиями, были Антон ван Левенгук (1632 – 1723), М. Мальпиги (1632 – 1694),

Г. Бидлоо (1649 – 1713), Р. де Грааф (1628 – 1673), М.Ф. Биша (1771 – 1802), а из русских ученых – А.М. Шумлянский (1748 – 1795) и М.М. Тереховский (1740 – 1796). Им принадлежит приоритет в описании строения капилляров кожи, почек, особенностей строения трубчатых органов.

Таким образом, в XVIII в. были заложены научные предпосылки не только для более успешного развития анатомии человека и животных, но и для выделения из нее таких дисциплин, как физиология, эмбриология и микроскопическая анатомия.

Накопленный материал по морфологии животных способствовал успешному развитию сравнительной анатомии. В этом большая заслуга К. Линнея (1707 – 1778), разработавшего новую систематику животного мира, Л. Добонтона (1716 – 1799), который вместе со своими учениками – Вик д’Азиром (1748 – 1794) и Жофруа Сент-Илером (1772 – 1844) – положил на-

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки