Основная мысль текста собака яростно лаяла припадая на передние лапы

Подготовка к ВПР Русский язык 5 класс Часть 2

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ВПР по русскому языку 5класс Часть 2

(8) Определите и запишите основную мысль текста. (9) Какой факт, по мнению автора текста, объясняет причину того, что котенок жалобно мяукал? Запишите ответ. (10) Определите, какой тип речи предоставлен в предложениях 1-4 текста. Запишите ответ. (11) В предложениях 3-5 найдите слово со значением «быстро». Выпишите это слово (12) В предложениях 7-10 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

Основная мысль текста Автор текста считает, что стыдно бросать слабого в беде. А мальчики не стали спасать жалкого котенка от собаки, и это был плохой поступок. Женщина указала на их недостойное поведение: «Вот это и плохо!» Проверим задание.

9. Котенок жалобно мяукал, потому что боялся собаки. Об этом говорится в следующих предложениях: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок» 10. Повествование 11. поспешно 12. плохо

Дергилева, Ж.И. Русский язык 5 класс 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР: (учебное пособие) / Ж.И Дергилева. – Москва: Интеллект центр, 2017. – 112с

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-347723

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Подробное изложение (упр.248) с элементами сочинения в 7 классе по рассказу В. Осеевой «Плохо»

Урок развития речи

Тема урока: Подробное изложение (упр.248) с элементами сочинения в 7 классе по рассказу В. Осеевой «Плохо»

Цели урока: систематизировать и проверить выработанные у учащихся навыки изложения текста-рассказа, выявить умение понимать идею рассказа, умение формулировать свои мысли.

1. Организационный момент

2. Подготовка к изложению (упр.248)

экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),

завязка (отправная точка развития действия),

развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),

кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),

развязка (чем закончилось действиеУ каждого рассказа должны быть следующие композиционные части:

экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),

завязка (отправная точка развития действия),

развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),

кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),

развязка (чем закончилось действие

2.Слово о писательнице с помощью зрительного ряда заинтересовывает учеников, возрастает внимание к рассказу « Плохо»

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.

Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.

Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие известны нескольким поколениям читателей.

3.Чтение рассказа. Упр.248

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

— Выяснить порядок следования частей рассказа.

-Что заставило женщину отогнать собаку?

-Чему удивились мальчики?

-Верно ли сделала замечание женщина?

-А как бы вы поступили?

-Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков? Это слово вынесено и в название рассказа : «Плохо»

-Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо!гневно ответила женщина.

Задание : В конце изложения напишите, как вы понимаете последнюю реплику – гневный ответ женщины III .Подробное изложение (упр. 248), дополнить текст своими предложениями. Написание черновика изложения «Плохо»

Источник

Проект урока по литературному чтению для 1 класса. Тема: Осеевой «Собака яростно лаяла»

1435695566cb0uc

По литературному чтению для 1 класса.

Читайте также:  60 лет назад 3 ноября 1957 года в космос полетела собака

Тема: Осеевой «Собака яростно лаяла»

Раздел: « О братьях наших меньших»

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Тема: В. Осеева « Собака яростно лаяла»

Цель: понимать прочитанный текст, находить в тексте нужные слова для ответа на вопросы, определять главную мысль и героев произведения.

Тип урока: знакомство с новым произведением

— научиться ориентироваться в тексте,

— уметь находить нужные слова;

— демонстрировать понимание прочитанного текста

Личностные УУД: понимать значения слова «хорошо» и «плохо», уметь отличать плохое от хорошего;

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться.

Оборудование: плакаты «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству», « Добро, сделанное в тайне, оплатится явно»

(середина солнышка и лучи к нему; на лучах написаны правила доброты)

Проверка готовности. Психологический настрой

Ситуация по тексту

(подготовленные дети) или читает учитель

Тема, главная мысль текста

Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

Какие произведения мы начали читать?

Какой раздел мы изучаем?

-Сегодня продолжаем работать в разделе « О братьях наших меньших»

Рассказ, который будем читать сегодня, написала замечательный добрый человек, писатель,Валентина Александровна Осеева (Хмелёва)

image001 79

Её рассказы об увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям, животным.

Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

— Ребята, а вы хотите прочитать этот рассказ?

Учитель на листочках даёт текст.

«Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо

перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный

котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…»

Как автор описывает котёнка?

Найдите слова в тексте.

— Кто это задание может выполнить?

Сейчас вы будете работать в паре

— договоритесь, кто будет искать слова, а кто будет подчёркивать их карандашом в тексте.

image002 58

— Давайте проверим, что у вас получилось

— Оцените себя по оценочной шкале, кто нашёл все четыре слова, поставьте крестик вверху

Ребята, вы смогли представить котёнка, про которого рассказала нам Валентина Александровна Осеева (Хмелёва)

— А вам хочется рассказать о нём?

— Попробуйте рассказать, как автор описывает котёнка?

— Молодцы! Вы справились с заданием!

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?

— Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем может закончится эта ситуация?

Ребята, а хотите узнать продолжение рассказа, как его закончила Валентина Александровна Осеева (Хмелёва)

— откроем учебники стр.

— ребята, вы сможете найти продолжение текста?

— кто первый найдёт, просигнальте

— С какой строчки начнём читать?

«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:

(можно приготовить чтение по ролям, дети это умеют)

— Почему женщина была возмущена?

— А вы, что можете сказать о поступке этих мальчиков?

Да. Действительно мальчики проявили равнодушие к происходящему, не проявили милосердие.

Скажите, что значит быть милосердным.

— Встречались ли вы с ситуациями, когда проявлялось милосердие к животным?

— А кто может назвать главных героев этого текста?

— Ребята, давайте попробуем определить главную мысль текста?

-Необходимо бережно относиться ко всему живому.

n Какое настроение создалось у вас после прочтения рассказа?

n Что вам понравилось / не понравилось в рассказе?

— Всем спасибо за работу!

Повторяют и запоминают, приветствуют друг друга улыбкой

Называют раздел, в котором работали на прошлом уроке

Рассматривают выставку книг

image003 46 image004 52image005 39image006 42

Да, мы хотим его прочитать

Соотносят свои умения с учебной задачей, сигнализируют

договариваются, участвуют в диалоге, строят беседу с учётом ситуации обучения

Решают проблему, находят нужные слова, учатся ориентироваться в тексте

зачитывают по одному слову и соотносят свои действия с образцом, исправляют ошибки

image007 41

Оценивают результат действия по оценочной шкале

Оценивают понимание текста

Демонстрируют понимание прочитанного текста, определяют

дети проговаривают и выполняют действия,

Проводят сами физминутку.

приводят различные варианты окончания этого рассказа, применяют жизненный опыт

да, принимают задачу урока

открывают учебники, находят текст

попробуем, учатся ориентироваться в учебнике, в тексте

называют слово, где начинается вторая часть

обсуждают, доказывают, приводят примеры из жизни, учатся

отличать плохое от хорошего

обсуждают, доказывают, объясняют, вступают в дискуссию

отличать плохое от хорошего

оценивают действия героев, соотносят их с личностными действиями

учатся выделять главного героя, называют его

Источник

Литературное чтение. 1 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 1 класс

Урок 64. В. Осеева. «Плохо». В. Лунин. «Никого не обижай»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Совесть; сострадание; забота; любовь к животным.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

— Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 — М.: Просвещение, 2016., С. 60, 70.

— Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В

Цели: познакомиться с произведениями В.Осеевой «Плохо» и В.Лунина «Никого не обижай».

Задачи: обучиться правильному, выразительному чтению; развить умения понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; тренировать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать ответственность и внимательное отношение к животным.

Ожидаемые результаты: на уроке мы научимся выразительно читать произведение, отражая его настроение; сможем высказывать свое мнение о прочитанном; определять главную мысль текста; узнаем, как важно любить и ценить окружающих существ; научимся внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; сформируем представления о добре и зле.

Читайте также:  Окд для собак что это такое овчарки

Основное содержание урока

Сегодня мы рассмотрим произведения, посвященные чувству совести по отношению к животным.

Первое произведение называется «Плохо» (другое название «Собака яростно лаяла») В.Осеевой. Давайте прочитаем его:

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Этот небольшой рассказ очень ярко показывает разницу в отношении людей к окружающему их миру. Мальчики стоят в стороне и наблюдают, как собака старается обидеть маленького беззащитного щенка. Почему они так поступают, что руководит их бездействием? Скорее всего дело в равнодушии, отсутствии сострадания и жалости, а возможно и в плохом воспитании. Им невдомек, что в такой ситуации жизненно необходимо прийти на помощь слабому!

В отличии от них, женщина не раздумывая вступается за котенка. Она не боится гневной собаки, ее главная цель – спасти и позаботиться о бессильном зверьке. Про такого человека мы можем однозначно сказать, что он поступает по совести, что он смел и душевно силен. Только человека, готового спешить на помощь, желающего оберегать все живое, можно считать истинно добрым и чутким.

При этом В. Осеева в своем рассказе не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Второе произведение принадлежит перу В.Лунина и называется «Никого не обижай»:

Никого не обижай —
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка — тёмненькое брюшко,
Ни кузнечика,
В траве
Скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
Ни за что,
Никогда
Не обижай живого.

Автор настоятельно требует от читателей – никого и никогда не обижайте! Любое живое существо имеет способность чувствовать боль, а уж насколько тяжело совсем маленьким букашкам, которых опасность ожидает на каждом шагу! В.Лунин не просто перечисляет тех, кого нельзя обижать. В его стихотворении чувствуется такое пожелание – берегите и цените окружающих вас существ! Начиная от малюсенькой мушки, заканчивая, конечно же, человеком.

Не причиняйте боль и близким людям тоже. Необходимо хранить в себе только добро и сострадание.

Проект «Качества человека»

Подготовьте проект о том качестве человека, которое вы считаете наиболее важным. Подберите подходящую иллюстрацию и напишите о нем маленькое сочинение, почему вы считаете его самым необходимым.

Тема проекта: ______________________________

Иллюстрация и сочинение:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам

Источник

В. Осеева «Собака яростно лаяла»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Методическая разработка урока с элементами прогнозирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

Цель : организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.

Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке мы вместе оценим ваши дела. Желание трудиться есть? Тогда вперёд, в страну новых открытий.

Подготовка речевого аппарата (прочитать на одном выдохе, с удивлением, с вопросительной интонацией, с утвердительной)

Хорошо. А что такое «хорошо»?

Крошка сын к отцу пришел
И спросила Кроха?
Что такое хорошо
И что такое плохо?

– А вы задумывались над этим вопросом?

– Давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.

— Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

Прочитайте слова Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

2. Определение темы. Постановка учебной задачи.

— Над каким разделом мы сейчас работаем?

— А кто это «наши меньшие братья»?

-О каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране.

– Прочтите слова в каждом столбике:

– Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

– С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

– Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Знакомство с биографией и творчеством В. Осеевой.

Осеева-Хмелева Валентина Александровна

28 апреля 1902, Киев

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерскийфакультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

Читайте также:  Brit корм для собак сколько давать

Свои рассказы, сказки, повести она посвящала детям. Эти произведения о таких же, как вы девчонка и мальчишках.

Слушание с элементами прогнозирования.

— Кто автор произведения? Литературное оно или народное?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

на пе-ред-ни-е – на передние

— Займёмся прогнозированием. Попробуем представить ход действия произведения, развитие событий.

— Прочтите заглавие. Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?

— Как вы думаете, почему лаяла собака? Как лаяла собака? Что значит «яростно»? (Ярость сильный гнев, озлобление.)

— Почему собака лаяла, припадая на лапы? Когда так делают собаки?

— Почему собака лаяла на котёнка? Какой он был? Почему котёнок был взъерошенный? (Растрёпанный, взлохмаченный). (Он сильно испугался.)

— Как вы думаете, защищался ли он, когда на него нападала собака? Что он мог бы сделать?

— Почему именно это слово использовала Осеева в своём произведении? (Хотела показать беззащитность котёнка.Давала понять, что он просил о помощи.)

— Как вы думаете, помог ли кто-нибудь котёнку?

— Чем были заняты мальчики? Чего они ждали? Были ли они напуганы или наоборот, веселились?

— Пришли ли они на помощь котёнку? Получит ли котёнок помощь или собака его разорвёт?

— Зачем женщина выбежала на крыльцо? Как она это сделала? (Поспешно – быстро, торопливо.) Куда торопилась женщина? Помогла ли она котёнку?

Чтение текста до конца

— Почему женщина сердилась на мальчиков? Должно ли им быть стыдно, ведь они ничего плохого не сделали? Почему женщина говорила сначала сердито, а потом гневно? (Гнев – сильное негодование, возмущение.) Какое слово передаёт более сильное чувство? Что вызвало её гнев?

— Спасся ли котёнок? Кто его спас?

— Какой литературный жанр у этого произведения? (Рассказ.)

— У этого рассказа есть и другое название – «Плохо».

— Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

Уч. с. 60 (Чтение начала текста хорошо читающим учеником вслух.Чтение диалога с соблюдением интонации.)

Работа с текстом и иллюстрацией.

— У вас в учебнике есть иллюстрация.

— Какому эпизоду рассказа её нарисовал художник? Зачитайте.

— Почему мяукал котёнок? Как художник может передать, что котёнок очень испугался и просит о помощи?

(Задача у писателя и художника одна, а средства разные. Писатель, использует слово, пишет «Собака яростно лаяла, котёнок жалобно мяукал». Художник передаёт ярость собаки, беззащитность котёнка с помощью позы, выражения глаз, использования цвета, расположения фигурок на рисунке.

— Какое выражение лица у мальчиков? (Встревоженное, равнодушное, безразличное, заинтересованное?) – А у женщины?

— Какую иллюстрацию нарисовали бы вы к первой части рассказа?

— А ко второй? Легко ли это сделать? Почему? (Трудно передать в рисунке действие, эмоции.)

— Где происходят главные события: в первой части рассказа или во второй? Почему?

— Назовите героев рассказа. Положительными или отрицательными персонажами является женщина? Мальчики?

— Чем можно объяснить поведение ребят? ( Равнодушием.)

— Ответьте ещё раз на вопрос: «Что вызвало гнев женщины?»

— Как бы вы поступили на месте ребят? Женщины? А если бы собака вас укусила?

— Как автор относится к поступку мальчиков? Почему вы так решили? Откуда это видно?

(Осеева нигде прямо не говорит о своём отношении к мальчикам. Мы можем судить об этом по тому, как она рассказывает обо всём. Она подбирает такие слова, что нам становится жаль котёнка и страшно за него. Своим рассказом Осеева убеждает нас, что не делать ничего плохого – мало. Нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой твориться зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.)

— Перечитайте рассказ так, чтобы передать мысль автора, его отношение к изображаемому.

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану).

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

Прочитайте пословицу: Жизнь дана на добрые дела.
— Как понимаете пословицу?

— Какие добрые дела вы совершали?

Решение проблемной ситуации. ИГРА «Капельки добра»
— Чего на земле больше: добра или зла?
К какой группе относятся слова: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь. (Приложение 1) Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы добрых поступков было больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали. Возьмите на столах капельки и вспомните о хороших поступках. (После своего рассказа выставляют шаблоны капелек на доску).

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда творить добро.

— Прочтите стихотворение на слайде.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

— Чему научились вы у автора и героев рассказа?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К учебнику «Родная речь» 1кл Л. В. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий издаваемого издательством «Просвещение».

Конспект урока с УУД.

.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка.

В.Осеева «Собака яростно лаяла».

Презентация К произведению В.Осеевы «Собака яростно лаяла&quot.

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку». (ФГОС).

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки