Опыт с собакой которую били током

Приобретенная беспомощность

Друзья, а часто ли Вам кажется, что Вы никак не можете контролировать ситуацию? Что Вы самый несчастный человек на этой планете и с этим ничего не поделать, никак не изменить? Если Вы так считаете- то Вам однозначно надо прочесть публикацию об одном очень неординарном исследовании, которое в 1967 году провели два психолога, Марк Селигман и Стив Майер. Они на примере собак смогли доказать, что достаточно пары неудач, чтоб напрочь выбить всё желание к сопротивлению.

201708201444333808

И так, для начала, дабы лучше понять о чём идёт речь- не большая цитата Википедии, что же такое выученная беспомощность:

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Часть 1. Выученная беспомощность, Эксперимент с собаками.

В ходе эксперимента собаки первой группы научились отключать систему, второй- поняли свою беспомощность и были вынуждены терпеть. Третья группа- просто жила своей обычной жизнью. После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

И каков был результат? Как собаки первой группы, так и контрольной- легко перепрыгивали не высокую перегородку, тем самым избегая удара током. А вот собаки второй группы, которые не могли контролировать ситуацию в ходе эксперимента- метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Часть 2. Последующие эксперименты.

В ходе эксперимента был сделан вывод, что сами по себе неприятности- не влияют на психику. Животное, как и человек, становится беспомощным именно от неспособности повлиять на ситуацию. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

Но на самом деле не только неприятности способны нас лишить силы воли и сделать беспомощным. Для этого не обязательно использовать электрический ток или шум. Достаточно просто ограничить человека в выборе. очень наглядный эксперимент был проведён в 1976 году в доме престарелых.

Для проведения исследования Лангер и Родин случайно выбрали два этажа дома престарелых, обитатели которых стали участниками эксперимента. Таким образом в экспериментальную группу вошло 8 мужчин и 39 женщин (четвертый этаж), в контрольную — 9 мужчин и 35 женщин (второй этаж), всего 91 человек.

Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий. Вкратце их можно описать так: жителям четвертого этажа предоставлялась увеличенная ответственность за себя и свой образ жизни, жителям второго этажа оставляли возможность вести обычный для пациентов дома образ жизни, в окружении внимания и заботы персонала.

Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию:

Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению) теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Жителям четвертого этажа было сказано следующее:

Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-хауза. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм.

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Обратите внимание, что по сути- всем были даны одинаковые условия, однако с одним различием. Одним- условия практически навязывались, а другим- предоставлялось право выбора. Однако результаты оказали очень различны. Так, средний уровень счастья отрицательного значения −0,12 у «группы второго этажа» противопоставлялся средней оценке +0,28 у «группы четвертого этажа» (по личным сообщениям пациентов). Улучшение состояния пациентов по оценкам медсестер у экспериментальной группы показало +3,97 против −2,39 у контрольной. Значительно различалось также время, потраченное на общение с другими пациентами, беседы с персоналом, а также пассивное наблюдение за персоналом (последний критерий показал −2,14 у экспериментальной группы против +4,64 у контрольной).

Читайте также:  Отзывы об ошейнике килтикс для собак

Через полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хауз, чтобы произвести еще один замер и выяснить, продолжается ли экспериментальное действие. Оценки медсестер показали, что испытуемые из группы с увеличенной ответственностью продолжают находиться в лучшем состоянии: общая средняя оценка для них составляла 352,33 против 262,00 у контрольной. также были отмечены небольшие улучшения здоровья у экспериментальной группы и ухудшения у контрольной. И наконец, за интервал времени, прошедшего с момента первого исследования, 30 % участников контрольной группы умерло, тогда как из числа участников экспериментальной ушло из жизни 15 %. На основании полученных результатов администрация Арден-Хауза приняла решения и дальше поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью.

Часть 3. Итог.

Какой из этого всего стоит сделать вывод? Хочется верить, что бедные собачки страдали не зря и каждый из Вас сделает вывод, который наверное и без их страданий был очевиден. Если у Вас в жизни есть неприятности- наверное Вы сами в этом и виноваты! Подумайте, а не та ли самая Вы собачка в клетке, которая не хочет решать свои проблемы? Как оказывается, даже старики могут воспрянуть духом, если наделить их жизнь смыслом, так не от того ли мы порой подаем в отчаяние, что просто нужно немного взять себя в руки? Думаю об этом стоит задуматься.

Публикация относится к тематической подборке: «Жестокая психология»

Психология — одна из самых необычных наук, которая кажется любопытной и безобидной. Но только не тогда, когда за дело берутся эксперты в области жестокости. И в этой подборке мы собрали именно такие случаи.

Зачем Perseverance производить кислород на Марсе? Буквально на днях новостные агентства облетела новость, что марсоход Perseverance добыть кислород из марсианской атмосферы. Однако один из главных вопросов так и остался без ответа. Как он это сделал и роботу производить кислород?

Индекс свободы прессы 2021 Всемирный индекс свободы прессы 2021 года: журналистика, как вакцина против дезинформации, заблокирована более чем в 130 странах мира.

Кто знал правду о чернобыльской катастрофе в 1986 году? В первые дни о катастрофе на ЧАЭС знали ученые — некоторые из них пытались донести до руководства страны необходимость говорить о проблеме больше. Кто что знал после аварии и почему об этом не говорили?

Зоологи обнаружили, как кошки улыбаются Мы привыкли к тому, что для улыбки должны быть задействованы губы. Однако, специалисты провели ряд исследований и пришли к выводу, что домашние кошки умеют улыбаться, правда улыбаются они немного не так, как мы привыкли считать.

Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!

Понравился сайт? Подпишьсь на нас в соцсетях!

Нравится сайт? Поддержи проект!

Уважаемые посетители, на сайте работает система уведомлений о ошибках и опечатках. Если в Тексте сайта Вы нашли ошибку или опечатку, выделите её мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. Все мы люди, все мы ошибаемся! 😉

Уважаемые посетители, копирование информации с сайта разрешается только при условии сохранения прямой кликабельной ссылки на страницу — источник информации. Пожалуйста, уважайте чужой труд.

Источник

Выученная беспомощность

Человек продолжает страдать, хотя достаточно одного простейшего движения, чтобы устранить причину страдания.

Состояние выученной беспомощности появляется обычно после нескольких попыток воздействовать на источник неприятностей или избегать его; после того, как попытки не произвели ожидаемого эффекта, индивид совсем прекращает какие-то действия, становится пассивным, теряет чувство контроля и свободы. У человека в такой ситуации может развиться подавленное настроение, депрессия, может ускориться наступление смерти.

Феномен выученной беспомощности впервые открыл и изучил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он провёл особые эксперименты, подтверждающие его предположения.

1582795069 3

Эксперимент Селигмана

Предпосылки к проведению и цель исследования

Основному эксперименту Селигмана предшествовали ранние исследования, проведённые над собаками в Пенсильванском университете. Исследования проводились на основе теории И. П. Павлова.

Сначала у собак попытались выработать условный рефлекс страха на звук высокого тона. При этом использовалось негативное подкрепление: после подачи звука собака подвергалась несильному, но ощутимому удару электрического тока. Собаки в это время сидели в закрытых клетках. После нескольких таких стимуляций клетки открыли.

Авторы эксперимента ожидали, что собаки, услышав звук, будут убегать, чтобы избежать удара током. Однако, к всеобщему удивлению, этого не происходило. Вместо того после подачи звука животные ложились на пол и жалобно скулили, несмотря на открытые клетки. Этот результат противоречил теории бихевиоризма, который в то время был самым популярным течением в психологии.

Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха – ведь они ложатся на пол, дрожат и скулят; а вследствие того, что они перед этим несколько раз пытались избежать этого удара и терпели неудачу, после чего перестали бороться и привыкли к его неизбежности. Другими словами, собаки как бы «научились беспомощности».

Ход эксперимента

Селигман решил проверить своё предположение с помощью специального эксперимента. Вместе со своим коллегой Стивеном Майером он разработал новую схему на основе первоначальной, введя в неё три группы собак в качестве испытуемых.

Первоначально собакам из первых двух групп наносились абсолютно одинаковые по интенсивности удары в течение одинакового времени. Естественно первые собаки могли прекратить неприятное воздействие, а вторые успевали убедиться, что не могут этого сделать.

После этого все три группы собак были посажены в один ящик с перегородкой, через которую они могли легко перепрыгнуть, чтобы избежать удара током. Собаки из первой группы именно так и поступили. Перепрыгивали перегородку и собаки из контрольной группы. Но те собаки, которые состояли во второй группе и были научены «негативным опытом борьбы», метались по ящику, а затем ложились на пол, скулили и переносили удары, сила которых всё увеличивалась.

Читайте также:  Osso fashion шлейка прогулочная для собак

1582795198 1

Полученные результаты

Селигман и Майер заключили, что состояние беспомощности вызывают не сами неприятные события, а опыт невозможности контролировать эти события. Человек или животное становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение никак повлиять нельзя.

Этот основной эксперимент Селигмана получил большую известность, его описывали солидные научные журналы, а сам Селигман получил премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований

Однако явление выученной беспомощности требовало дальнейшего изучения. И вскоре психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден поставили новый эксперимент. Это исследование, ставшее знаменитым, проводилось в одном из американских домов престарелых.

Исследовательницы случайным образом выбрали в этом доме престарелых два этажа, жильцы которых стали участниками эксперимента. Были сформированы две группы: экспериментальная (8 мужчин и 39 женщин) и контрольная (9 мужчин и 35 женщин), каждая группа состояла из жильцов определённого этажа.

Участникам из экспериментальной группы были созданы условия, при которых они были в большей степени ответственны за себя и свой образ жизни. Участники из контрольной группы жили обычной жизнью, в условиях максимальной заботы персонала.

Участникам из контрольной группы, жившим на втором этаже, работники сказали: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты были максимально уютными, мы будем регулярно прибирать в них; мы будем следить за тем, чтобы вы были здесь счастливы. Мы хотели бы воспользоваться возможностью и вручить вам маленькие подарки (каждому участнику подарили по растению); эти растения мы будем каждый день поливать, чтобы они всегда были свежими и живыми. Вам не нужно ничего делать самим…».

Участникам из экспериментальной группы, жившим на четвёртом этаже, сказали: «Вы сами должны решить, как будут выглядеть ваши комнаты; хотите ли вы оставить всё, как есть, или что-то переставить – в этом случае наши работники помогут вам в этом. Вы должны сообщить нам свои пожелания, сказать, что бы вы хотели сделать или получить в доме престарелых. Если вы хотите завести растение, вы можете выбрать любое из предоставленных вам; при этом вы должны будете ухаживать за своими растениями, поливать их и содержать так, как считаете нужным. Во вторник и в пятницу мы устроим показ фильма; вы сами должны решить, в какой день вам будет удобно пойти на киносеанс и хотите ли вы вообще смотреть фильм».

Эксперимент продолжался три недели, в течение которых работники дома престарелых придерживались заявленной для каждого этажа политики. По прошествии этого времени пациенты были опрошены на предмет удовлетворённости собственной жизнью в заведении. Были также получены данные по общительности всех пациентов, их активности, питанию и другим параметрам.

Различия между двумя группами жильцов были существенными. Так, у экспериментальной группы было отмечено увеличение среднего уровня счастья, а у контрольной этот показатель понизился. Общее состояние пациентов из экспериментальной группы улучшилось, а у контрольной группы – ухудшилось. Различалось и время, потраченное на беседы с другими постояльцами, персоналом, пассивное наблюдение за работниками.

Результаты эксперимента показали, что ощущение возможности контролировать свою жизнь благотворно сказывается на здоровье, самочувствии и общем состоянии людей. Большинство участников из экспериментальной группы посмотрели фильм и поучаствовали в организованном соревновании. Возможно, что проблемы, сопутствующие старению людей (потеря памяти, снижение тонуса), могут быть связаны с потерей возможности контролировать свою жизнь; и если так, то можно улучшить самочувствие стариков, предоставив им право самостоятельно принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Через некоторое время исследовательницы вернулись в этот дом престарелых, чтобы проверить, действует ли ещё эффект контроля из первого эксперимента. Оказалось, что самочувствие жителей из экспериментальной группы остаётся на высоком уровне, а у жителей из контрольной группы оно снижено. Кроме того, за это время умерли 30 процентов участников из контрольной группы и только 15 процентов – из экспериментальной. Было выявлено, что старики из контрольной группы склонны проявлять деструктивное поведение – например, отказываются от еды или лекарств; ведь это единственное, что они ещё могут выбрать.

Впоследствии проводились и другие эксперименты. В некоторых из них изучалось влияние ощущения контроля на тревожность. Переполненный лифт казался более свободным и безопасным тем пассажирам, которые стояли ближе всего к панели управления. В другом исследовании две группы людей решали задачи при сильном шуме; участники из первой группы никак не могли выключить звук, а участникам из второй группы сказали, что они могут в любой момент выключить звук, но их просят не выключать его, пока они могут его терпеть. В результате вторая группа участников решила задачи гораздо успешнее, чем первая.

1582795223 2

Влияние воспитания детей на выученную беспомощность

Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.

Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.

На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.

Читайте также:  Аллергия на собаку у детей фото

Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел. В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть. Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.

Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.

Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру. При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека.

Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.

Источник

Синдром «Выученная беспомощность»

Выученная беспомощность состояние, при котором, имея возможность покинуть среду с неблагоприятными условиями, индивидуум не проявляет активности, не стремится избежать негативных влияний и остаётся во враждебной среде, смирившись с ней.

Данная форма беспомощности формируется после неудачных безрезультатных попыток как-либо повлиять на негативные факторы или миновать их воздействия.

Выученная беспомощность состояние, при котором, имея возможность покинуть среду с неблагоприятными условиями, индивидуум не проявляет активности, не стремится избежать негативных влияний и остаётся во враждебной среде, смирившись с ней.

regim bespomoshnosti

Выученная беспомощность в учебе
Внешний локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что учитель ненавидит его или он просто глуп, он обвиняет факторы, которые не находятся под его контролем. Вероятность того, что проявится синдром выученной беспомощности вырастает.

Внутренней локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что недостаточно училась, он обвиняет факторы, которые находятся под его контролем, что гораздо менее вероятно приведет к чувству беспомощности связанной с учебой.

Первые сведения о выученной беспомощности

Совершив несколько опытов, исследователи открыли клетки. Предполагалось, что, вновь заслышав предвещающий болезненные ощущения звук, испытуемые разбегутся. Однако свободные в действии животные не пытались покинуть враждебную среду, а, скуля, ложились в ожидание удара. Поведение испытуемых говорило их боязни.

Исходя из результатов эксперимента, Селигман предположил, что подобное поведение собак являлось результатом нескольких неудачных попыток покинуть клетку, когда та ещё была закрыта. Животные привыкли к состоянию беспомощности.

Ещё один эксперимент над собаками

После некоторого времени первые две группы получали удары идентичные и по силе, и по продолжительности. Разница была лишь в том, что за время эксперимента животные из второй группы могли удостовериться в своей беспомощности и неспособности влиять на происходящее.

В ходе работ Мартин Селигман пришёл к выводу, что состояние беспомощности вызывается не самими неприятностями, а привыканием индивидуума к тому, что его активность ничего не меняет и на возникновение негативных факторов невозможно повлиять. Также учёный установил, что с синдромом выученной беспомощности тесно связана клиническая депрессия.

В 1976 году автор экспериментов был премирован Американской психологической ассоциацией.
Подробности исследований Мартина Селигмана были опубликованы в журналах «Journal of Personality and Social Psychology» и «Journal of Experimental Psychology».

Эксперименты на людях

На людях схожий эксперимент был поставлен американским психологом Дональдом Хирото в 1974 году. В ходе работы участники опыта были поделены на 3 группы, которые оказалась в разных условиях, связанных с неприятным звуком.

Первая и вторая группы были помещены в раздельные комнаты с отталкивающим звуком. Первой группе была дана возможность его отключить, а у второй группы такой возможности не было. Третья группа являлась контрольной и воздействие звуком на неё не оказывалось.

Когда все участники эксперимента были переведены в помещение, где любой мог устранить раздражающий звуковой сигнал, представители первой группы немедленно его отключали, а участники из второй группы даже не пытались этого сделать, так как находились в состоянии выученной беспомощности. (Donald S. Hiroto and Martin E. P. Seligman (1975)

Эксперимент в доме престарелых, 1976 год

Изучением того, как ощущение беспомощности воздействует на эмоциональное и физическое здоровье человека занимались психолог Эллен Джейн Лангер и её коллега Джудит Роден. В качестве испытуемых были выбраны клиенты дома Арден-Хауз для пожилых.
В опыте принимали участие две группы пожилых лиц:

В ходе исследований были созданы 2 типа экспериментальных условий:

Через 3 недели жильцы дома получили опросники, выявляющие, насколько испытуемые довольны своей жизнью. Персонал был опрошен об общей активности, коммуникабельности, питании пациентов, об изменениях в их привычках и состоянии здоровья.

Также выяснялось, кто из пожилых выразил желание посмотреть кино и согласился посоревноваться в угадывании количества конфет в банке.
kon i stulo
Итоги:
Средние оценки жильцов второго этажа (контрольная группа):

Средние оценки жильцов четвёрного этажа (экспериментальная группа):

Спустя шесть месяцев в доме для пожилых Арден-Хауз был проведён ещё один опрос. Выяснилось, что представители экспериментальной группы по-прежнему чувствуют себя значительно лучше. Общая средняя оценка их состояния оказалась 352,33. Оценка второй группы составила 262,00. Также стало известно, что среди членов экспериментальной группы ниже смертность (15% против 30% у контрольной группы).

Результаты исследований мотивировали администрацию учреждения пересмотреть привычную организацию опеки над престарелыми. Пациентам было дано больше возможности принимать участие в организации своей жизни.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки