Определи данные предложения полные или неполные кошка проказница в беседку собака за ней вокруг тихо

Русский язык

polnye i nepolnye predlozheniya russkii yazyk 1 32a45667125033050f25a4ddbea73810

Полные и неполные предложения

prev

План урока:

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

1 polnoe predlozhenie

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

2 primery polnyh predlozhenii

— Какой фильм вы смотрите?

— Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Неполные предложения

Дадим определение термину:

3 nepolnoe predlozhenie

Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:

Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.

Обратите внимание на текст.

Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.

Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.

Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.

4 primery nepolnyh predlozhenii

Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.

В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:

Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.

Неполные предложения разделяют на нескольких видов.

5 vidy nepolnyh predlozhenii

Поговорим о каждом подробнее.

Структурно полные, но семантически неполные предложения

Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:

Кто-то вошел в аудиторию.

Вдруг ему что-то вспомнилось.

Кто же это мог быть?

Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.

Структурно и семантически неполные предложения

Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.

6 vidy strukturno semanticheskih nepolnyh predlozhenii

Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:

Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).

Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).

Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:

Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:

Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.

Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.

Семантически полные, но структурно неполные предложения

Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:

За магазином – сосновый бор.

По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.

Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».

Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.

7 ellipticheskie glagoly

Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.

Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.

Источник

2.6. Неполные предложения

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

Читайте также:  Ok google порода собак джек рассел

Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За ночным окном – туман (Блок);

в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;

в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

План разбора неполного предложения

Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»

Источник

Полные и неполные предложения. Нечленимые предложения

609.Выделите главные члены предложения. Определите, какие предложения являются неполными. Какие члены пропуще­ны? Укажите эллиптические предложения.

1. Попадья стала угощать меня чем Бог послал.

2. Ведь я беспутная голова был смолоду. Чего только не вы­кидывал. Гарш.

3. Вдруг двери настежь. П.

5. Я так и не вошёл в дом, посидел на лавочке и, не замечен­ный никем, ушёл. Побрёл к реке, долго стоял на мосту, смо­трел на воду. С. Н.

7. Частенько у нас отключали свет. Керосин жалели. Населе­ние нашего деревянного дома, мы все сидели на крыльце, озарённые ровным светом ночного бесплатного неба. Су­мерничали. Не выражались. Возн.

610.Проанализируйте реплики диалога. Выделите неполные пред­ложения. Укажите нечленимые предложения, определите их семантику.

2. [Варвара Михайловна] Ты была в лесу? [Калерия] Да. М. Г.

4. [Двоеточие] А вы, того, господин Чернов. понимаете. [Влас] Чего? Не понимаю. [Двоеточие] Нравитесь мне. [Влас] Ну? [Двоеточие] Право. М. Г.

5. [Паратов] Извините! Я виноват перед вами. Так вы не за­были меня, вы ещё. меня любите? Ну, скажите, будьте откровенны. [Лариса] Конечно, да. Нечего и спрашивать. Остр.

7. [Несчастливцев] Ну-с, теперь вы меня, конечно, проводите с честью. Мы позавтракаем и расцелуемся, как следует род­ственникам. [Гурмыжская] Да, разумеется. Остр.

8. [Дудаков] Павел Сергеевич, мне бы вас надо. можно к вам завтра? [Рюмин] Пожалуйста. М. Г.

9. [Астров] Вы где родились? [Елена Андреевна] В Петербур­ге. [Астров] А получили образование? [Елена Андреевна] В консерватории. Ч.

611.Проведите многоаспектный анализ предложений. Сначала сделайте грамматический разбор, затем определите актуаль­ное членение, семантическую структуру.

1. За балюстрадой горел на солнце во всей своей девственной белизне куст каких-то цветов. Пауст.

2. Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось. Ес.

3. Из клеток всё время сыпалась на голову гостям и хозяину шелуха от расклёванных семян. Пауст.

Осложненное простое предложение Простое предложение, осложнённое обособленными членами

612.В предложениях выделите обособленные члены, определите, какие функции они выполняют: а) добавочное значение; б) по­яснение, уточнение; в) выделение, ограничение; г) присоеди­нение; д) сравнение, уподобление по отношению к отдельным словам или предложению в целом.

1. Из глубины нижнего ящика, открытого двойным звенящим поворотом ключа, выглянул на свет Божий аккуратно пере­вязанный крестом пакет. Булг.

2. Жил я в Рязани, в деревянном домике, находившемся не­далеко от берегов Оки. Т.

3. Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. П.

4. В степях закраснело. Скирды хлеба то там, то сям, словно казацкие шапки, пестрели по полю. Г.

5. В пансионе никого из жильцов не оставалось, кроме танцо­ров, которые обыкновенно вставали только к обеду. Наб.

6. Возвратившись с завода, Саша увидел в дырочках почтово­го ящика синий конверт. Рыб.

7. Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьсот в год.

8. И вся снеговая цепь гор, видневшаяся как далекая туча, и ледяной Эльбрус, казавшийся серым, теперь стояли розо­вые и сияющие на фоне ясного небосклона. Тел.

613.Рассмотрите предложения. Найдите обособленные члены, укажите их значение и способ выражения.

1. На ночном столике, у кровати, стоял бурый плюшевый мед­ведь, растопыря лапы. Купр.

2. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, очень жёлтой, с плавными изгибами. Наб.

3. Мы, все дачники, принимаем в нем участие и дали ему чест­ное слово быть у него на свадьбе. Ч.

4. В кассе, кроме кассира, присутствовало много актеров и те­атралов. Ч.

6. Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с кни­гою в руках и в белом платье, настоящей героиней романа. П.

7. Пассажиры вышли на палубу. Их было четверо: молодой се­минарист, ехавший в Москву в университет, старый чинов­ник с кокардой, учитель и турист-иностранец, говоривший свободно по-русски. Тел.

8. При виде денег Моисей Моисеич сконфузился, встал и, как деликатный человек, не желающий знать чужих секретов, на цыпочках и балансируя руками, вышел из комнаты. Ч.

614. Выделите обособленные члены предложения и определите общие условия обособления (смысловая нагрузка, значитель­ный объем, нетипичный порядок слов). Укажите случаи от­сутствия одного из условий обособления.

1. Измученный, пришел он перед утром к Лемму. Т.

2. Он был богом, воссоздающим погибший мир. Наб.

3. Через всю залу, пятясь и отскакивая от танцующих пар, к ним подошел муж Раисы, капитан Петерсон. Купр.

4. Кое-как сколоченные доски успели уже обтереться, и в осо­бенности у двери. Волк.

5. Она подняла лицо, красное от стыда, и поглядела на него виновато и умоляюще. Ч.

6. Совершенно пораженный, Филипп Филиппович застыл в кресле. Булг.

7. Остап, розовый и спокойный, улыбался.

8. Холодные, с темным ободком, глаза его не выражали ниче­го, кроме изумления. Л. Т.

9. Худой, высокий и стройный, он стоял, опустив голову. Волк.

615. Проанализируйте условия обособления членов предложения: общие, частные и дополнительные. Отметьте случаи одновре­менного проявления нескольких условий.

1. В самом отдалённом углу скита, у ограды, темнела фигура сидящего на могильном камне инока. Д.

2. Саша протиснулся между сдвинутыми рядами стульев, за­девая тесно сидящих людей. Рыб.

3. Верхом на буром коне с косматой белой гривой, вооружен­ный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего на­рода, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокру­шал врагов и обращал их в бегство. Тел.

Читайте также:  Описторхоз у собак что это и как лечить

5. Он, послушный исполнитель, будет выполнять черную ра­боту. Рыб.

6. Освещенный луною, этот туман дает впечатление то спокой­ного, беспредельного моря, то громадной белой стены. Ч.

7. Весь день бродили они по полям и рощам и наконец, утом­лённые, расположились близ озера отдохнуть. Тел.

8. Находился он за скитскою пасекой, в углу стены, в старой, почти развалившейся деревянной келье. Д.

616. Выделите обособленные определения. Охарактеризуйте спо­собы их выражения. Определите условия обособления опре­делений.

1. Этот третий двор, очень обширный, был похож на сад или на небольшой сквер. Купр.

2. Стоячая лампа, изображающая египетскую царевну, при­крытую зелёным зонтиком с цветами, красила всю комнату нежно и таинственно. Булг.

3. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. Ш.

4. Всё небо усеяно звёздами, яркими и бледными, мелкими и большими. Тел.

5. Его с трудом держал под мышкою запарившийся паренёк- шофёр, с молодым, блаженно-испуганным лицом счастлив­чика и балагура. Кат.

7. Вошла девушка, совсем юная, черноглазая, хорошенькая, с ласковой улыбкой. Тел.

8. Рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравне­нию с транспарантом Остапа показался бы музейной ценно­стью. И., П.

9. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми поду­шками, с сошедшей позолотой, стояли печальной симме­трией около стен, обитых китайскими обоями. П.

617. Выделите обособленные несогласованные определения. Ука­жите, чем они выражены. Охарактеризуйте условия их обосо­бления.

І.Это был массивный, средних лет человек, с нездоровой, желтовато-серой кожей надутого лица, с висячими, при­крывающими рот желтыми усами. А. Т.

2. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешка­ми и геральдическими курочками, легко может поместить­ся в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала. И., П.

3. В снегу, в тяжёлом тулупе, маленький и сгорбленный, он так жалок и беспомощен. Б.

4. Походка, торопливая, с оглядками, говорит о ветрености и легкомыслии. Ч.

5. Ограда, с ее памятниками, с ее зарослями мальвы, с ее ку­стами акации, угловыми башенками, вековыми липами и, наконец, ее колокольней, была идеальным местом для игры в прятки. Сол.

6. В нагольном полушубке, в оленьем, надвинутом на уши

колпаке, обмотав горло вязаным шарфом, Петр взлез на двухколёсную таратайку, взял вожжи и, затеснив локтем рябого солдата, жавшегося сбочку, выехал со двора. А. Т.

7. Скуластый матрос, в короткой стёганой куртке и в падаю­щих из-под нее складками широких коричневых штанах, весело взглянул на Петра Алексеевича, сунул в карман фарфоровую трубочку и, живо перебирая руками, поднял парус. А. Т.

618. Выделите обособленные приложения. Установите, чем они выражены. Определите условия их обособления (общие и частные, дополнительные).

1. Клара, полногрудая, вся в чёрном шелку, уютная барышня, знала, что ее подруга бывает у Ганина. Наб.

2. Кавалерист, красивый молодой человек с озабоченным ви­дом, ходил взад и вперёд по комнате. Л. Т.

3. Её муж, Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин ти­тулярного советника.

5. Старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна. С.-Щ.

6. Здесь, бывало, прогуливались со звучными колотушками ночные сторожа, молодые бравые ребята, мечтавшие от не­чего делать поймать не вора, а хорошенькую горничную. Тел.

7. Этот потешный старичок, по фамилии Фисун, состоял в на­шей губернской земской управе архивариусом. Б.

619. Выделите обособленные приложения. Определите, какие из них передают только определительное значение, а какие име­ют добавочные оттенки.

1. Из столицы Франции он уже не смог сам перевезти книги. Их отправил ему вослед в Петербург князь Куракин, благо­детель. Наг.

2. Возле Головацкого, заложив за спину руки, стоит вольнона­

емный конторщик, мещанин Нарцис Феодоров Перепели- цын. Леек.

3. Старшие рабочие на заводе из очистной, здоровые мужики в фартуках, отличались во всем грубой решительностью и собственным достоинством. Б.

4. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покро­вительство академии, не вводил их в общество и приказы­вал держать их построже. Г.

5. В воздухе держится влажный, белесый кур, застилающий пространство. Из этого кура явятся мокрые, дурно пахну­щие староста Михайла и болдинский грамотей, крепостной человек и ходатай по делам Петр Киреев. Наг.

6. Пассажир первого класса, смуглый, широкоскулый чело­век, по паспорту научный сотрудник Французского геогра­фического общества, стоял у борта. А. Т.

620. Найдите в предложениях деепричастия или деепричастные обороты, определите их синтаксическую функцию. Почему в некоторых случаях они не обособляются?

1. Солнце выплыло большим красным шаром, разгораясь всё ярче и заливая золотом небо и землю. Тел.

2. Пружинно прыгнув в сугроб, фигура ушла вверх по улице. Булг.

3. Горноцветов тихо покатывался со смеху, глядя на палец своего друга. Наб.

4. До обеда кое-как еще дотягивал я время, толкуя со старо­стой, разъезжая по работам или обходя новые заведения. П.

5. Дарья застонала что-то бормоча, а Григорий схватился за голову. Ш.

6. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. Ш.

7. Григорий скакал нехотя. Отстав с самого начала, он ехал куцым намётом, с любопытством наблюдая за удалявшей­ся, разбитой на звенья цепкой скакавших. Ш.

8. В городе было тихо. Не торопясь брели иногда по дощатым тротуарам прохожие. Тел.

9. Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гости­ную, она уходила плакать в бедной своей комнате, П.

10. С последним ударом напольных часов, торжественно и гул­ко отбивших шесть, золотистые лепестки тугого бутона, зримо задрожав, стали раздвигаться, обнаруживая посреди венца какую-то белую нежность. Все трое следили за цвет­ком затаив дыхание. Наг.

621. Выделите обособленные обстоятельства и определите их зна­чение. Охарактеризуйте условия обособления обстоятельств.

1. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Б.

2. Несмотря на свое иностранное происхождение, Росси сумел понять всю прелесть нашей русской, неяркой, но очарова­тельной в своей неяркости природы и блестяще сочетал с нею свои творения. Сол.

3. И вот, всеми обстоятельствами деревенской жизни, вынуж­ден он проводить самое дорогое для работы утро дома. Б.

4. В городе, несмотря на резкость его суждения и нервность, его любили. Ч.

5. В результате разговора с Чичиковым, Манилов был совер­шенно расстроен. Г.

6. При всем его беспокойстве, он помнил всё с необыкновен­ной ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет. Д.

7. Я, от восхищения перед этой вещью, имел бестактность из­дать восторженное восклицание. Б.

8. Остап, незаметно для окружающих, украл с доски чёрную ладью и спрятал ее в карман. И., П.

9. Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахмат­ной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу. И., П.

10. Но, несмотря на всю шаткость и легкость постройки, это зданьице приобрело уже обжитой вид. Волк.

622. Выделите уточняющие обособленные обстоятельства и опре­делите их синтаксическую функцию. В чем проявляется уточ­нение — в расширении или в сужении значения? Чем выраже­ны уточняющие и уточняемые обстоятельства?

Читайте также:  Он игрушка для собак invinc mini цыпленок 17 см без наполнителя

1. Недалеко от площади, поблизости от лавки Плотниковых, находится небольшой, очень чистенький и снаружи и сну­три домик вдовы чиновника Красоткиной. Д.

2. В Петербурге, в кадетском корпусе, находился я долго, поч­ти восемь лет. Д.

3. На перекрестке, под уединённою ракитой, белела какая-то фигура. Д.

4. Впереди, вправо по носу, уже сквозили огоньки города Ва- сюки. И., П.

5. На крылечке тёмного и гнилого строения, вероятно бани, сидел дюжий парень с гитарой и не без удали напевал из­вестный романс. Т.

6. Весной, во время разлива, река превращалась в море, усеян­ное лесистыми островами. Л.

7. Далее, сколько хватало глаз, на посеребрённой равнине не виделось никаких признаков ни жилья, ни людей. Булг.

8. На другой день, ровно в восемь часов, господин Голядкин очнулся на своей постели. Д.

9. Около затонувшего вяза, в рукастых оголенных ветвях, одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра. ЛГ.

623. Выделите сравнительные обороты и определите их значение. Охарактеризуйте их состав. Какие члены предложения срав­нительные обороты поясняют? Чем выражены эти члены?

1. При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперед по комнате, как тигр по своей клетке. П.

2. Он молчал и смотрел на штабс-капитана затуманенным взо­ром, будто умалишённый. Л. Т.

3. Вокруг глухая чаща, окутанная бородатыми лишайника­ми, как ветхими неводами. Задорн.

4. Словно воротом, огромная сила тянула вниз тугое краснота­ловое удилище. Ш.

5. Ты шла по саду, точно тень, грустна, верна, как Ярославна.

6. Сурикову было сорок лет. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы. Сол.

7. Среди всего окружающего блеска и роскоши, вина, веселья и говора чужих людей как странно звучит скрипка, точно родная. Тел.

8. Вероятно, удачи преследовали его всю жизнь, как влюблён­ные девчата. Кат.

9. Я так же беден, как природа, я так же прост, как небеса. О.М.

10. Шаль из турецких стран пала, как мантия. Ахм.

624. Найдите обособленные обороты с ограничительно-выдели­тельным значением. Выделите предлоги. Какие признаки ус­ловно относят данные обороты к обособленным дополнениям?

1. Город спал. Спали все, кроме Васи. Тел.

3. Помимо родных, толпа знакомых, жужжа говором и шур­ша шлейфами, подвинулась за ними. Л. Т.

4. Вопреки всем сомнениям, Чичиков был прав: это была, точ­но, баба. Г.

5. Кроме свеч, Чичиков заметил в руках хозяина неизвестно откуда взявшуюся колоду карт. Г.

6. За исключением этих немногих и незначительных недо­статков, господин Полутыкин был отличный человек. Т.

7. Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо. П.

8. Сверх всякого ожидания, Лаврецкий получил в тот же день от Варвары Павловны большое французское письмо. Т.

9. Трёхкомнатная квартира помещалась под самой крышей девятиэтажного дома. В ней, кроме письменного стола и во- робьяниновского стула, было только трюмо. И., П.

10. Вот когда железная Суоми молвила: «Ты всё узнаешь, кро­ме радости. А ничего, живи!». Ахм.

625. Выделите присоединительные члены и определите их значе­ние. Укажите средства присоединения. Прокомментируйте постановку знаков препинания.

2. Я встретился с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу стоит этакая фря. Зощ.

3. Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Зощ.

5. Один за другим выходили «Житие одной бабы», «Запечатлен­ный ангел», «Соборяне», «Тупейный художник». И не было таких причудливых и богатых духом русских характеров ни у кого из пишущей братии, даже у самых великих. Наг.

7. А во время отлучки и татарва может напасть: они, турецкие собаки, в глаза не кинуться и к хозяину на дом не посмеют прийти, а сзади укусят за пяты, да и больно укусят. Г.

626. Выделите обособленные конструкции, осложняющие простые предложения. Определите их форму и функции. Проанализи­руйте условия обособления.

1. Выбежав на берег, Остап уклонился вправо, ища глазами лодку с верным ему администратором. И., П.

2. Жизнь званская обращена к митрополиту Евгению Болхо­витинову, составителю словаря российских светских писа­телей, археологу и историку русской литературы. Сол.

3. Из дверей мельницы на двор, заставленный возами, как из рукава, вперемежку посыпались казаки и тавричане, при­ехавшие целым участком. Ш.

4. Перед царем поставили жбан, полный бурого зелья. Свет­лейший, с припухшим ртом, но улыбающийся сладко, на­душенный, в кружевах, в шелковом парике, обсыпанном золотыми блёстками, наливал тройную перцовую в чарки изрядной вместимости и посылал гостям, спешившим, хоть притворно да поскорее, освинеть во хмелю на потеху госу­дарю. А. Т.

6. Несмотря на это, теперь, после разговора с Черемзиным, он страстно, со всё увеличивающимся желанием, начал ждать назначенного у Бестужевых вечера. Волк.

627. Выделите обособленные члены. Определите дополнительные грамматические и смысловые оттенки, появившиеся в резуль­тате обособления. Объясните постановку знаков препинания.

1. Дуняша, болтая косичками, прожгла по базу, захлопнула дверцу курятника и стала посреди база, раздувая ноздри, как лошадь перед препятствием. Ш.

2. Под мерные удары церковного колокола на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные поля. Ш.

4. Преследователи бежали, стуча по деревянной лестнице, как падающие кегельные шары. И., П.

5. Многие фрески, выставленные здесь, сохранились в оригина­лах там, на месте, в отдаленных церквах и монастырях. Сол.

7. Молодой человек лет двадцати двух, бледнолицый и скром­ный, Виктор Васильевич Рыбаков, сидел на высоком табу­рете за жёлтой длинноногой конторкой и писал в разграф­ленной книге цифры, складывая и помножая числа на сче­тах. Тел.

628. Перепишите, расставляя, где это необходимо знаки препина­ния, объясните их постановку.

1. Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко как ангел отталкиваясь от грешной земли. И., П.

2. Великая красота дремала скрытая от глаз людей под живо­писью под чернотой олифы под тяжёлыми металлическими окладами вошедшими в моду в более поздние времена. Сол.

3. Старший урядник бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу скомандовал строиться. Ш.

4. Григорий пересек поперечную отножину и помчался по по­логому склону завидя вдали черную цепку собак гнавших волка по степи. Ш.

5. Петр в шубе и шапке сидел глубоко в кресле облокотясь о поручни подперев обеими руками голову словно вдруг и смертельно уставший. А. Т.

6. Аграфена Петровна как бы щеголяя своим умением дер­жаться на лошади и видимо будучи отлично знакома с мест­ностью неслась впереди заставляя Волконского делать без­умные скачки и повороты. Волк.

7. Крадучись он вскоре приблизился к лестнице и отсюда уже не помня себя от нетерпения быстро зашагал вверх остав­ляя мокрые следы валенок на порожках. Тел.

8. Вот уже в ясный морозный день красногрудый снегирь словно щеголеватый польский шляхтич прогуливался по снеговым кучам вытаскивая зерно. Г.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки