Описание картины кустодиева портрет дочери ирины с собакой шумкой

Рассматривание картины Б.Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»
материал (младшая группа)

picture 552471 1418825774

Дети рассматривают картину. Стараются описать её, а затем воспроизводят.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рассматривание картины Б.Кустодиева

«Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

(вторая младшая группа)

Программное содержание: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на изображенный на картине портрет, познакомить с понятием портрет, учить радоваться встречи с прекрасным, желанием любоваться картиной, отвечать на вопросы по картине, развивать устную речь, воспитывать эстетические чувства.

Материалы и оборудование: репродукция с картины Б.Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой», стул, игрушка – собака, букет, синие бантики, портрет Б.Кустодиева.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с картиной известного художника Бориса Михайловича Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». В художнике рано проснулся талант к портретной живописи. И хотя большинство его картин посвящены будничным краскам простой жизни народа, но портреты занимают не последнее место среди них. Портрет – изображение человека. Самым искренним и необычным есть его полотно «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

Воспитатель: На портрете мы видим искреннее лицо маленькой девочки. Какое оно? Она вся в интересном любопытстве оттого, что происходит. В ее глазах читается восторг и нетерпение. Ей как можно скорее хочется посмотреть на себя на папином портрете. Во что одета девочка? Одета девочка в красивое, пышное, белое платьице. Какая прическа у девочки? Ее светлые волнистые волосы украшают два синих бантика. Что в руках у девочки? В одной руке она держит букет синих цветов (сирень), а другой гладит сидящего рядом собаку.

Воспитатель: Собаку зовут Шумка, верный друг Иринки. Какого роста собака? Собака почти такого роста, как и его хозяйка. Какого цвета она? Она имеет темный цвет шерсти, только белый животик и одна лапка. Как будто бы в носочке, как и хозяйка. Собака опустила уши и немного наклонила голову, как бы показывая, что ей грустно. В это время они могли весело играть с Иринкой на улице, а теперь вынуждены стоять в этой позе. Но он как верный друг не двинется с места, пока ему не разрешит хозяйка, которая сама уже в нетерпении.

Воспитатель: Стоят верные друзья посреди комнаты. Что виднеется за спиной девочки? За их спинами видно большое окно. Немного в стороне за Ириной выглядывает деревянный стул. Но основную часть картины занимают прекрасная девочка со своей собакой.

Читайте также:  От чего может быть моча с кровью у собаки

Дети стараются воспроизвести картину, составить похожую.

— О чем мы беседовали?

— Какую картину мы рассматривали и описывали?

Источник

Урок «Нравственные уроки рассказа А. И. Куприна. Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»»

Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна. Картина Б.Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

Время реализации урока

Ученик будет рассуждать о нравственных уроках рассказа «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», учиться осмысливать причины выбора автором необычного рассказчика, понимать сущность поведения героев

кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

соотносить главную мысль и название произведения.

интерес к содержанию и форме художественных произведений;

интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах.

осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

проявлять устойчивый интерес к общению;

участвовать в учебном диалоге.

применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

искать информацию, представлять найденную информацию;

уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Структура и содержание занятия:

— Добрый день, ребята!

Надеюсь, наш урок принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

Давайте протянем руки к солнышку – нашему еще холодному, но такому родному солнышку, возьмем его частичку, чтобы у нас прибавилось тепла в душе.

-Демонстрируют готовность к уроку

Речевая разминка, мотивационный компонент

У меня есть собака – Кнопа. Посмотрите на ее фотографии.

-Какая она по характеру?

— Не хотите ли рассказать о своей собаке? Какая она по характеру?

— Смотрите, вроде бы у всех собаки, но какие же они разные по характеру.

— Но многое их и объединяет.

Собака – это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя.

Ни один человек не слушает другого с таким искренним интересом и вниманием, как собака (Кристофер

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.
Выберете высказывание, которое больше понравилось.

Читайте также:  Определите какой тип речи представлен в предложениях 8 10 текста запишите ответ собака верный друг

Как вы понимаете высказывание? Почему его выбрали?

— А как вы думаете, почему урок мы начинаем с этих высказываний?

-И наша речевая разминка тоже о собаках

Угощу щенка борщом,

Ловко ищет вещи пудель,

Мой щенок ищейкой будет.

— чуть громче, вполголоса

-индивидуально по рядам

— Прочитайте с разной интонацией:

— Почему необходимо выполнять такие речевые упражнения?

— Есть ли в классе мастера скороговорок?

Выбирают высказывание, объясняют свой выбор

Читают скороговорку разными способами, с разными интонациями

Определение темы, цели урока

работа с описанием главного героя

— О каком произведении вы говорили на прошлом уроке? Кто его написал?

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Определите задачи нашей деятельности

Сегодня мы будем рассуждать……., продолжим говорить о необычном рассказчике и его мыслях.

— Кто является рассказчиком в этом произведении?

— Зачитайте описание пса

— Какой он? Зачитайте

Каким вы видите Сапсана?

-Подумай, что движет Сапсаном в его поступках.

У вас на партах имена прилагательные, подумайте, какие характеризуют хозяина, а какие Сапсана. Почему? Распределите качества в две колонки на партах. Предложите свои варианты, их пишем на пустых листочках. Работаем в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. Время на выполнение – 2 минуты.

-Давайте прикрепим еще и на доску (выходят к доске, крепят).

(В чём это проявляется?)

— Проверка с места. А первая парта у доски.

Как автор рассказывает о Сапсане? Зачитайте.

Прочитайте название рассказа.

Можно ли всё перечисленное в заглавии рассказа назвать одним словом?

Что открывается непосредственному взгляду Сапсана на мир?

Это неожиданный для вас взгляд?

Для чего нужна эта неожиданность?

Герой рассказа констатирует, наблюдает или размышляет, оценивает?

Почему автор передоверяет размышления о жизни такому существу, как Сапсан?

Разделяет ли он точку зрения Сапсана?

Какие основы жизни утверждает автор через своего героя, Сапсана?

Мысли о быстротечности
жизни, если и появляются у рассказчика, то опять-таки в тесной связи с образом Хозяина: преданность как характеристика, свойственная собаке, здесь становится выражением именно человеческих отношений.

-«Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», Куприн

Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого.

Куприн рассказывает с проникновенной нежностью или душевной горечью, точно речь идёт о людях добрых или злых, весёло-озорных или угрюмых, а чаще всего отзывчивых, наивных и во всём непосредственных, как дети, по-своему мудрых и всё понимающих, но только не умеющих говорить человеческим языком.

Сапсан оказывается лучше людей, и его размышления
о мире показывают это. Получается, автор словно надевает маску такого необычного рассказчика, чтобы сказать людям правду о них самих.

Читайте также:  Royal canin gastro intestinal puppy для собак

Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого.

Забавные видеоролики с щенками и котами.

Дети стоя смотрят, после самостоятельно разминаются, поднимая плечи, делая наклоны головы и т. д.

Работа с описанием репродукции

Итог урока (рефлексия деятельности)

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

Подобрать несколько прилагательных.

— Кто в этой паре друзей старший: Ирина или Шумка?

Обратите внимание на то, насколько уверенно маленькая девочка держит руку на спине собаки, как покорно сидит собака.

Обе (и Ирина и Шумка) как будто специально нарядились, чтобы позировать художнику.

Белому платьицу девочки соответствует белая манишка на груди собаки, форма которой напоминает форму букета в руках у девочки.

Белым носкам на крепких ножках Ирины соответствует один носок на ножке у Шумки.

Вот только выражения лиц у них разные.

Какое оно у девочки?

Удаётся ли художнику создать атмосферу радости и счастья, характерную для нормального детства?

Какой характер у девочки?

Какую роль на полотне выполняет собака?

Как вы думаете, какие отношения связывают персонажей?

Кто здесь старший, взрослый?

Какова общая атмосфера картины? Придумайте ей соответствующее название.

Что общего у рассказа и картины?

Как Сансан называет дочку Хозяина?

Какие отношения у Сапсана и «Маленькой»?

Почему автор выбрал такого необычного рассказчика?

Творческая работа в группах «Нарисуйте на листе мир глазами собаки и напишите значимые слова мировоззрения собаки Сапсан», можно использовать цветные карандаши

-Правила работы в группе

-Так о чем думает моя Кнопа? Моя Кнопа думает…..

-А ваши питомцы могут мечтать? Ответ на этот вопрос вы обдумаете дома

Конечно собака и старше и умнее, мудрее.

У девочки – бесконечно наивное и даже немножко кукольно-бессмысленное, поскольку она очень маленькая.

У собачки – глаза умные, добрые, немного грустные, покорные, понимающие.

Кажется, что из двух персонажей именно собака старше, умнее и «покровительствует» девочке, хотя та, как маленькая хозяйка, не боясь, уверенно и спокойно положила руку на спину собаке. Об этом может рассказать выражение лица девочки (у Ирины оно по младенчески наивное) и мудрые,
даже чуть печальные глаза Шумки.
Есть на картине и «цветовые рифмы»: белое платье девочки и белая «манишка» на груди собаки, носки на ножках Ирины и «носочек» на лапе Шумки.

Попробуй рассказать, о чём думает твой домашний любимец: щенок или котёнок, попугай или рыбка, хомяк или черепаха… Или кто-то ещё, чьё суждение о жизни человека тебе кажется интересным.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки