Ночью во мраке лают собаки подчеркнуть гласные твердые и мягкие согласные

Содержание

Твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

Мягкий знак и твердый знак

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

Мягкие:

nouns

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

tverdie

tverdie2

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

nouns1
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

dt
Задания на различие пары согласных Г/К

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12.

Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.

Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

— На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

— Какие звуки мы называем гласными?

-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)

— Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).

-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

— Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.

— Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.

-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Читайте также:  Kings bounty легенда о рыцаре колючий пес где найти

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Хорь пел весело и звонко.

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».

Давай с тобой попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

И ножками, потопаем,

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково: коса.

2. Игра «Поймай звук».

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова».

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).

2. Игра «Ремонт слов».

Попробуйте починить слова:

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

— Что вы знаете о звуках?

-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.

Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

detsad 185601 1412691193Звуковые домики Это звуковые домики. Пособие предназначено для дисциплины подготовка к обучению грамоте. Домики с зелёными крышами используются для мягких.

Источник

Занятие по обучению грамоте «Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»

Лариса Андреева
Занятие по обучению грамоте «Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

— формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,

об их соответствии друг другу;

— учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;

— упражнять в составлении схемы слова с мягкими согласными;

— совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове:

Замените первый звук в словах на звук [с]. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова.)

ком – сом бор – сор Клава – Слава

бок – сок мода – сода Тоня – Соня

2. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными кружками:

Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? Далее выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, называнием звонких согласных. Составьте схему слова БАНКА.

— Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давай сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!

— В слове БАНКА третий звук – [н], а в слове БАНЬКА – [н’]. Звук [н’] произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синий кружок, который обозначает твердый звук, на зеленый.

Читайте также:  33 квадратных метра собака звездуновых

— ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.

3. Формирование представлений о твердых и мягких согласных.

— Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках. Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличаются их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, Нерезко.

— Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й только мягкие.

4. Различение на слух твердых и мягких согласных.

— Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.

Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й

5. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными кружками.

— Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.

Кислый, но на вкус приятный.

Как хорош с чаем он.

— Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.

Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)

— Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.

— Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)

— Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.

— Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)

— Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?

Назовите гласные. (И, О)

— Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове

ударный слог? (Второй.)

— Уберите со схемы кружки в следующем порядке:

а) первый гласный; в) второй согласный;

б) второй гласный; г) третий согласный.

— Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)

6. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»

— Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки.)

Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).

7. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными.

— У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Королевстве Твердых звуков, а другой – в Королевстве Мягкий звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы. (Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета).

Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т. д.

8. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра «Поймай слово»

— Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить.

Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки произнесены, дети называют слово целиком.

9. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка»

— Принцесса, которой мы сегодня помогали, была очень красива. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он стал еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если вы выполните задания правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым лепестком.)

10. Составление предложения по предметной картинке.

— Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка: четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения.) Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.

11. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

12. Прописывание чередование маленьких и больших петель «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ПЕТЛИ», «УЗОР ИЗ ПЕТЕЛЬ».

Памятка для родителей «От предложения — к звуку» Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками,.

Читайте также:  Ол систем косметика для собак официальный сайт

Звуковой анализ слов. Консультация для родителей Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?.

Источник

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

1. Прочитай выразительно.

На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
(3. Александрова)

2. Рассмотри предметы.

3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.

5. Прочитай.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами

83

6. Прочитай.

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война.
(Е. Трутнева)

7. Прочитай загадку. Отгадай её.

Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Т. Белозёров)

8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?

9. Прочитай.

На св..те есть кот..та —
Касьянка, Том и Плут.
И есть у н..х хоз..йка,
Не помню, как зов..т.
Сказала р..з хоз..йка:
«Схожу купл.. буква.
Неграмотный кот..нок —
Невежда и дика..».
(И. Токмакова)

10. Прочитай выразительно.

На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:
«Ай! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели».
(А. Плещеев)

Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне.
Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Источник

Мягкие согласные звуки

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, кото­рые по срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми про­из­но­сят­ся с допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ци­ей языка.

Узнаем, что такое мяг­кие соглас­ные, как они обра­зу­ют­ся и какие пары состав­ля­ют с твёр­ды­ми согласными.

Согласные зву­ки отли­ча­ют­ся друг от дру­га уча­сти­ем шума и голо­са. По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят на звон­кие и глу­хие. Те соглас­ные, кото­рые состо­ят из шума и голо­са, явля­ют­ся звон­ки­ми ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напро­тив, глу­хие соглас­ные обра­зу­ют­ся с шумом, кото­рый появ­ля­ет­ся при про­хож­де­нии струи воз­ду­ха через орга­ны речи:

Кроме при­зна­ка звонкости/глухости соглас­ные име­ют свой­ство быть твёр­ды­ми или мяг­ки­ми в сло­ве. Рассмотрим подроб­нее, какие мяг­кие зву­ки суще­ству­ют в рус­ском языке.

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.

lazy placeholder

lazy placeholder

Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде запя­той — апо­стро­фом. Звуки речи запи­сы­ва­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми в квад­рат­ных скоб­ках. Апостроф пишет­ся спра­ва от бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей мяг­кий звук, вверху:

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

lazy placeholder

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц]. В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

Всегда мягкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не име­ют пар­но­го твёр­до­го соглас­но­го все­гда мяг­кие соглас­ные [й’], [ч’], [щ’]. Они обо­зна­ча­ют­ся апо­стро­фом неза­ви­си­мо от того, какая глас­ная бук­ва пишет­ся за ними:

После этих соглас­ных не пишут­ся бук­вы «я», «ю», «ы».

Как определить мягкий согласный?

Кроме осо­бо­го зву­ча­ния, мяг­кий соглас­ный мож­но опре­де­лить в пись­мен­ной речи. На мяг­кость соглас­но­го ука­зы­ва­ют сле­ду­ю­щие признаки:

1. после мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и», «ю», «я»:

Исключение состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, в кото­рых соглас­ные зву­чат твёр­до даже перед бук­вой «е»:

2. мяг­кость соглас­ных выра­жа­ет осо­бый зна­чок, кото­рый не обо­зна­ча­ет зву­ка, — «ь»:

3. соглас­ные смяг­ча­ют­ся перед неко­то­ры­ми после­ду­ю­щи­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:

Этот фоне­ти­че­ский про­цесс пере­да­чи мяг­ко­сти одно­го зву­ка дру­го­му назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Имеем в виду, что эта при­об­ре­тён­ная мяг­кость соглас­ных не пере­да­ёт­ся в пись­мен­ной речи.

После букв, обо­зна­ча­ю­щих мяг­кие соглас­ные зву­ки, мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки