Как составить алгоритм с ветвлением по информатике

Содержание урока

ur 32 01 swf ur 32 02 swf

Prosmotret

Prosmotret

ur 32 03 swf ur 32 04 swf

Prosmotret

Prosmotret

Представление ветвлений на АЯ. Трассировка ветвящихся алгоритмов

Рассмотрим несколько задач, решение которых на компьютере получается с помощью ветвящихся алгоритмов.

Первая задача: даны два числа; выбрать большее из них.

Пусть исходными данными являются переменные А и B. Их значения будут задаваться вводом. Значение большего из них должно быть присвоено переменной С и выведено на экран компьютера. Например, если А = 5, В = 8, то должно получиться: С = 8.

Блок-схема алгоритма решения этой задачи изображена на рис. 2.2.

Нетрудно понять смысл этого алгоритма. Если значение переменной А больше, чем В, то переменной С присвоится значение А. В противном случае, когда А ≤ B, переменной С присвоится значение B.

Условием, по которому разветвляется алгоритм, является отношение неравенства А > B. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы узнали, что такое отношение является логическим выражением. Если оно справедливо, то результатом будет логическая величина «истина» и выполнение алгоритма продолжится по ветви «да»; в противном случае логическое выражение примет значение «ложь» и выполнение алгоритма пойдет по ветви «нет».

ur 32 01

До выполнения на компьютере правильность алгоритма можно проверить путем заполнения трассировочной таблицы. Вот как будет выглядеть трассировка нашего алгоритма для исходных значений А = 5, В = 8.

ur 32 02

Ветвление является структурной командой. Его исполнение происходит в несколько шагов: проверка условия (выполнения логического выражения) и выполнение команд на одной из ветвей «да» или «нет». Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

В алгоритме на рис. 2.2 используется полное ветвление. Эту же самую задачу можно решить, применяя структурную команду неполного ветвления. Блок-схема такого алгоритма изображена на рис. 2.3.

ur 32 03

Выполните самостоятельно трассировку этого алгоритма для вариантов 1) А = 0,2, В = 0,3; 2) А = 7, Б = 4; 3) А = 5, В = 5. Если вы всё проделаете правильно, то убедитесь, что алгоритм верный.

А теперь запишем рассмотренные алгоритмы на АЯ. Во-первых, нужно решить вопрос о том, как описать переменные в этом алгоритме. Для всех переменных в алгоритме на АЯ необходимо указать их тип.

Переменные А, В, С — числовые величины. В этой задаче они могут принимать любые значения. В программировании числовые величины, которые могут иметь любые значения — целые, дробные, называются вещественными. Им ставится в соответствие вещественный тип. На АЯ этот тип указывается служебным словом вещ.

Как выглядит команда ветвления, вы уже знаете. Вот два алгоритма на АЯ, соответствующие блок-схемам на рис. 2.2 и 2.3.

ur 32 04

Под сокращенным названием алгоритмов ВИД подразумевается «Большее из двух».

Для программирования характерно то, что одна и та же задача может быть решена с помощью разных алгоритмов. И чем сложнее задача, тем больше можно придумать различных алгоритмов ее решения. Для больших задач (производственных, научных) практически невозможно точное совпадение алгоритмов, составленных разными программистами.

Следующая задача: упорядочить значения двух переменных X и Y по возрастанию. Смысл этой задачи следующий: если для исходных значений переменных справедливо отношение X ≤ Y (например, X = 1, Y = 2), то оставить их без изменения; если же X > Y (например, X = 2, Y = 1), то выполнить обмен значениями.

Алгоритм обмена значениями двух переменных был рассмотрен в предыдущем параграфе. Вспомним, что для обмена мы использовали третью, вспомогательную переменную.

В алгоритме решения данной задачи используется неполное ветвление. Приведем блок-схему (рис. 2.4) и алгоритм на АЯ.

ur 32 05

Здесь роль вспомогательной переменной для обмена выполняет С.

skachat

Источник

Примеры разветвляющихся алгоритмов

АЛГОРИТМЫ. СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМОВ

Способы записи алгоритмов

Словесно-формульный – запись алгоритма осуществляется словами естественного языка или с использованием математических формул.

— Измерить ширину комнаты a

— Измерить длину комнаты b

— Умножить длину на ширину a*b

— Результат есть площадь комнаты S

Схематический (графический) – запись алгоритма осуществляется в виде блок-схемы.

image001Пример

Обозначение блоков

image002
image003

image004— Ввод, вывод
— Командный блок (выполняются команды)

image005

image006

— Логический блок (проверяется условие)

image007Исполнители алгоритмов

image008 image009словесно-формульный блок-схема

image010Программа

Компьютер работает под управлением программы, составленной человеком на основе алгоритма в соответствии с математической моделью задачи.

Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования.

ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ

Пример линейного алгоритма в словесной форме

Алгоритм приготовления теста

1. взять 200 г маргарина, пол стакана воды, 3 стакана муки

2. растопить маргарин

5. перемешать, чтобы не было комков

6. положить в холод на 30 минут

Исходные данные: 200 г маргарина, пол стакана воды, 3 стакана муки

Пример линейного алгоритма в форме блок-схемы

Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.

image014

РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ АЛГОРИТМЫ

Линейные алгоритмы встречаются в этой жизни очень редко. Часто возникает условие, которое надо либо выполнять, либо нет. Порядок выполнения действий будет зависеть от выполнения некоторого условия. Алгоритмы с такой структурой называются разветвляющимися.

image015Разветвляющиеся алгоритмы– это алгоритмы, в которых в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие. В блок-схемах разветвленные алгоритмы изображаются так, как показано на рис.

Примеры разветвляющихся алгоритмов

image016

Алгоритм покупки билетов

Пример: Известны коэффициенты и с квадратного уравнения. Составить алгоритм вычисления корней квадратного уравнения.

image019Входные данные:a, b, c.

Алгоритм вычисления корней

ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ

Если в алгоритме действие, команда или серия команд выполняется несколько раз, то такой алгоритм называется циклическим.

Для обозначения многократно повторяющихся действий используются специальные циклические структуры. Такая структура содержит условие, которое необходимо для определения количества повторений для некоторой последовательности действий.

image021

Проверить условие выхода из цикла

Пример: Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашёл в столовую с намерением поесть пирожков. Написать алгоритм его борьбы с чувством голода (имеется в виду, что денег хотя бы на один пирожок у него есть).

image022

Пример: Ученику задали несколько задач по математике. Придя домой, он решил сначала выполнить домашнее задание, а потом пойти погулять.

image023

Пример: Вычислить image025если x изменяется от до 2 с шагом 0,1.

Решение:Схема алгоритма имеет вид:

image027

Комбинированные алгоритмы могут состоять из простых команд, команд ветвления и цикла.

image029

Пример: Составить блок-схему вычисления функции

image029 image031

Пример: Дана блок-схема алгоритма

image032

Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных

Например, при n=15 или n=0 или n=-7

Проверка условия n>0 Þ «Да» Þ Вывод «n-положительное»

Проверка условия n>0 Þ «Нет» Þ Проверка условия n 0 Þ «Нет» Þ Проверка условия n

Источник

Урок 30
Алгоритмы с ветвлениями
Практическая работа №14
«PowerPoint. Времена года»

Презентации по теме «Aлгоритмы»

ur s 27 po 32 swf ur 29 01 swf

Prosmotret

Prosmotret

Алгоритмы с ветвлениями

Алгоритмы исполняют в естественном порядке: команда за командой. Однако жизнь весьма разнообразна. А цели все же хочется достичь.

Заметим, что алоритм требует либо одного действия, либо двух. А именно: вначале измерить температуру, а уж затем, в зависимости от результатов выполнять или не выполнять следующее действие. Такой алгоритм называется разветвляющимся, а именно: алгоритм, который выполняется в зависимости от условия, т.е. от вопроса на который можно ответить «да» или «нет», т.е. условие может быть истинным (да), или ложным (нет). Алгоритм ветвления, как и другие алгоритмы, должны обладать следующими свойствами:
* Дикретность, т.е. все решение разбивается на простейшие шаги.
* Понятность, алгоритм должен быть понятен исполнителю.
* Точность, не должно быть неясностей и двусмысленностей.
* Массовость, с помощью одного и того же алгоритма можно решить множество задач.
* Результативность (или конечность) состоит в том, что алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

Полная форма.

Разветвляющийся алгоритм можно записать несколькими способами:
* Словесный.
* В виде блок-схем (графический).
* На языке программирования.

Словесный способ.

Словесный способ записи разветвляющихся алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. А алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

Задать два числа.
Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, иначе продолжить выполнение алгоритма.
Определить большее из чисел.
Заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел.
Повторить алгоритм с числа два.

Словесный способ не имеет широкого распространения, т.к. такие описания:

строго не формализуемы;
страдают многословностью записей;
допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

Машина поймет инструкцию, записанную на языке программирования, а человек наиболее ясно увидит ход решения задачи, если последовательность действий представлена на схеме.

Графический способ.

Графический способ представления разветвляющихся алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным.

При графическом представлении разветвляющийся алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Блок-схемы наиболее распространенные способы графического изображения алгоритмов.

urok 29 08

Блок «решение» используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «решение» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

urok 29 09

Запись разветвляющегося алгоритма при помощи языка программирования.

В зависимости от результата проверки условия может быть полная форма разветвляющегося алгоритма или неполная форма.

urok 29 10

Практическая работа №14
«PowerPoint. Времена года»

Конечный результат презентации «PowerPoint. Времена года»

ur 29 02 swf

Prosmotret

Создаем презентацию «Времена год»

1. Запустите программу PowerPoint. Создайте новую презентацию.

2. Выберите слайд Маркированный список. В поле Заголовок слайда введите текст Времена года, в поле Текст слайда перечислите все времена года.

urok 29 11

3. В меню Вставка выберите пункт Новый слайд. Выберите слайд Текст и графика (Заголовок, текст и графика). Озаглавьте слайд Зима. В текстовое поле введите любое известное вам четверостишие о зиме. В графическом поле разместите подходящий рисунок из коллекции ClipArt.

4. Аналогичным образом создайте слайды Весна, Лето и Осень.

5. Перейдите на первый слайд. Необходимо связать слово «зима» с соответствующим слайдом, иначе говоря, создать гиперссылку. Выделите слово «зима» и выполните команду [Показ слайда — Настройка действия]. На вкладке По щелчку мыши установите переключатель Перейти по гиперссылке. В раскрывающемся списке выберите пункт Слайд. а затем в перечне слайдов — слайд Зима. Подтвердите свой выбор щелчком на кнопке ОК. Обратите внимание, как изменилось слово зима на первом слайде.

6. Аналогичным образом создайте гиперссылки из слов весна, лето, осень.

7. Создайте на каждом из слайдов Зима, Весна, Лето и Осень гиперссылку В начало, обеспечивающую переход на первый слайд. Область для ввода текста задайте с помощью инструмента Надпись.

8. Убедитесь, что смена слайдов будет осуществляться по щелчку.

9. Запустите презентацию, нажав клавишу . Просмотрите слайды презентации с использованием гиперссылок.

10. Сохраните работу в собственной папке под именем Времена года.

Теперь мы умеем

— использовать шаблоны слайдов разных типов в программе для создания презентаций;

— создавать презентацию из нескольких слайдов, имеющую разветвленную структуру.

Источник

Алгоритм с ветвлением

Разделы: Математика

I. Организация внимания.

– Здравствуйте! Садитесь!
– И прежде чем начать урок проведем небольшое упражнение.
– Поставьте ноги на ширине плеч, а теперь поверните туловище вправо, и запомните место на стене, куда дотягивается ваш взгляд. Запомнили?
– Вернулись в и/п.
– Сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. И так, повернулись?
– Спасибо, садитесь!
– У всех получилось посмотреть дальше? А получилось это так потому, что перед вами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель он может добиться гораздо большего.

II. Актуализация ранее изученного.

Наша цель на уроке повторить понятие алгоритм, вспомнить формы записи алгоритмов, познакомиться с разветвленным алгоритмом, и научимся применять полученные знания на практике.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова знаменитого французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.

2. Фронтальный опрос.

(На экране появился черный ящик.)

Вам интересно, что в ящике? Внимание – вопрос!

Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности.

– Что находится в черном ящике?

Для открытия черного ящика вам нужен код, который вы сможете получить, если успешно пройдете 3 уровня.

– Ваш интерес не пропал?
– Тогда вперед к открытию!

1-й уровень. Вопрос – ответ.

“Повторение – мать учения” так говорили великие.

– Что же такое АЛГОРИТМ?

п/о – Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

– Да, каждый человек в повседневной жизни, во время работы или учебы решает огромное количество задач самой разной сложности, даже не задумываясь и не считая их задачами. Приведите примеры алгоритмов, которые вы решаете каждый день в школе, дома, и т.д.
– А кто может составлять алгоритм?

п/о – Только человек!!

– А как называют того, кто исполняет алгоритм?

п/о – Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Приведите пример из жизни: алгоритм – исполнитель.

– А как вы понимаете высказывание Норберта Винера: “Любая машина стоит ровно столько, сколько стоит человек, который на ней работает”?

– Что необходимо знать, при разработке (составлении) алгоритмов?

п/о – необходимо знать систему команд и всего алгоритма в целом.

– Перечислите известные формы записи алгоритмов.

п/о – Словесная, табличная, блок – схема.

Какие геометрические фигуры используют в блок – схеме?

п/о – Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник;

– Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок – схеме?

п/о – С помощью стрелок.

– Какой алгоритм называют линейным?

п/о – Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.

Выполните счет по блок-схеме (выполняют счет на разного цвета листах, с разными числами: 64 – красные листы, 125 – зеленые листы; результат 2 8 5);

Составьте алгоритм “Покрась забор” (выбирается один человек из класса, который будет играть роль Вовки (из мультика) и на магнитной доске составляет алгоритм для царя; остальные собирают из блок-схем на партах);

– Вы справились с уровнем первые буквы кода открыты!

III. Изучение нового.

1. Постановка проблемы.

– Кто это на экране? Новый сказочный герой – Иван-царевич.
– Как можно составить алгоритм его действий?
– Можно ли его назвать линейным? Почему?
– Для решения этой проблемы мы переходим на следующий уровень.

2-й уровень познай новое.

И возвращаемся к словам французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику мыслящий”.

2. Объяснение нового материала.

Алгоритм с ветвлением – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. (Приведите свой пример.)

– Выполните вычисления по блок-схеме.
– запишите с помощью блок-схем следующие пословицы:

1. Болен – лечись, здоров – берегись.
2. Поспешишь – людей насмешишь.

В первом случае ветвление называется полным, а во втором случае – неполным, т. е. одно из условий выполняется, а второе – нет. Поэтому для второго случая совершенно другая блок-схема.

– Вы справились со вторым уровнем следующие буквы кода открыты!

Физминутка коротка
Встряхнем руками мы слегка.
Потянемся немножко
Посмотрим мы в окошко.
И присядем, и привстанем
И опять за парты сядем

V. Практическая работа.

– А садимся мы уже не за парты, а за компьютерные столы.

И переходим к третьему уровню.

3-й уровень Применение знаний на практике.

(Учащиеся выполняют практическую работу на компьютерах.)

– Умницы! Вы успешно прошли все уровни. Код открыт.

Это слово А Л Г О Р И Т М.

Повторяю вопрос: “Этот предмет является копией того, кто достоин награды, за свои труды, ибо имя его увековечено во многих сферах человеческой деятельности”.

– На этом урок заканчивается. Наша цель достигнута. Мы повторили основные понятия алгоритма, познакомились с разветвляющимся алгоритмом, успешно применили знания на практике, вспомнили сказки, пословицы, математический счет.
– Пусть сегодня будет все новое: новый учитель, новая тема и даже новый дневник! Перед вами открытка, которая его заменит, а вместо отметок – смайлики, которыми я оценю ваши успехи на уроке.

– Что вам сегодня понравилось на уроке?
– Что вы запомнили?
– Что было интересного?

Источник

Читайте также:  Как составить специальный вопрос на английском языке если нет вспомогательного глагола
Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки
Adblock
detector