Как составить алгоритм по информатике 9 класс робот

Исполнитель Робот

ispolnitel Robot okno

Для подготовки к ГИА умение писать программы для исполнителя Робот очень важно. Эти задания относятся к задачам с высоким уровнем сложности и позволяют заработать дополнительные 2 балла (при условии правильного решения). Изучением Робота мы и займемся.

Выпускник 9 класса должен иметь представление об алгоритмике, уметь написать простые алгоритмы. Для записи алгоритмов можно использовать языки программирования или формальные языки. Исполнитель Робот может выполнять алгоритмы, при этом делает это очень наглядно. Робот — это так называемый ГРафический Учебный Исполнитель (ГРИС) потому, что результаты его работы представлены в графическом виде.

Кто такой исполнитель Робот?

Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.

Исполнитель Робот входит в пакет КуМир (Комплект Учебных МИРов), который был разработан Научно-исследовательским институтом системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) как раз для обучения программированию в школе. Кроме Робота в системе КуМир есть и другие исполнители, но нас они пока не интересуют.

Скачать исполнитель Робот

Итак, для начала нам необходимо скачать исполнитель Робот. Пусть вас не смущает то, что в названии указано 32-bit, программа отлично работает и в 64-разрядной Windows. Если же вы используете Linux, то можете скачать версию для этой ОС.

Далее необходимо установить скачанную программу. Здесь, я надеюсь, у вас не возникнет сложностей, процесс стандартный и интуитивно понятный. Если вдруг что-то не получится — пишите в комментариях, обязательно помогу. Единственное — рекомендую при установке отказаться от ненужных пунктов (все, кроме Среда Кумир)

ustanovka Kumir

Установка исполнителя Робот

После успешной установки, на вашем рабочем столе появится ярлык для запуска программы

ispolnitel Robot

А после запуска программы мы должны увидеть окно программы

ispolnitel Robot okno

Исполнитель Робот — окно программы

Продолжение в следующем уроке. До встречи!

Автор: Александр Чернышов

Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.

Источник

Урок на тему «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот «. 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о возможностях программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Читайте также:  Как составить психологический портрет человека по фотографии

Задачи урока:

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология

Оборудование: Презентация к уроку: «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот», ПК, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал с условиями задач разного уровня сложности.

Содержание урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Повторение пройденного материала. Учитель осуществляет фронтальный опрос учащихся на проверку изученного материала:

— На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Алгоритм. Исполнители алгоритма».

— Давайте вспомним: «Что такое алгоритм?».

— Кто такой исполнитель алгоритма?

— Кто может являться исполнителем алгоритма?

Визуальная проверка выполнения домашнего задания.

Задание 1.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. возведи в квадрат

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 64, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11121 — это алгоритм: вычти 1, вычти 1, вычти 1, возведи в квадрат, вычти 1, который преобразует число 7 в 15.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Ответ: 21212

Задание 2.

Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:

– в середине цепочки стоит одна из бусин C, E, D, A;

– в конце – одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;

– на первом месте – одна из бусин H, A, E, D, не стоящая в конце.

Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?

HCA AEA DAH ECC EEH ADE CEA AED EHA

В ответе запишите только количество цепочек.

Ответ: 3

Задание 3.

Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.

1. Вычисляются два числа – сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).

Пример. Исходное число: 2177. Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр — 15. Результат: 215.

Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.

419 1319 2014 1811 1212 205 322 294 55

В ответе запишите только количество чисел.

Читайте также:  Как составить план сочинения рассуждения 5 класс

Ответ: 3

Задание 4.

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ММЁТ, а если исходной была цепочка ПОЛЕ, то результатом работы алгоритма будет цепочка РПМЁТ.

Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит:

Ответ: ТТХЩЖЛТ

Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока.

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

Слайд 1 – Учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради «Исполнитель алгоритма Робот».

4. Изучение нового материала

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот».

Слайд 2 – Учитель формирует представление у учащихся, об исполнителе алгоритма Робот.

Робот – это условный исполнитель. Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

Слайд 3 – Учитель знакомит учащихся с системой команд исполнителя Робот. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Слайд 4-16 – Учитель знакомит учащихся с программой Кумир, с основными правилами работы с исполнителем алгоритма Робот в среде программирования в программе Кумир. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.
Запуск программы:

Читайте также:  Как составить резюме для канадского работодателя

Пуск – Все программы – НИИСИ РАН – Кумир

1

Выбор условного исполнителя:

Вставка – использовать Робот

2

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.

2a

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

3

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

4

5

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

6

Алгоритмические конструкции:

7

8

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.

9

Цикл с условием выполнение действий до тех пор, пока не перестанет выполняться условие

10

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не

Для запуска программы на выполнение: Выполнение – Выполнить непрерывно

11

5. Первичное закрепление полученных знаний

Слайд 17, 18 – Учитель на примере подробно разбирает решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием исполнителя Робот в среде программирования Кумир.

Пример

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные над горизонтальной стеной и ниже горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

12

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Решение:

14

13

6. Физкультминутка

Слайд 19 – Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя.

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 3. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 4. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ»

7. Закрепление полученных знаний

8. Домашнее задание

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки
Adblock
detector