Андреев кусака как люди относились к собаке отметьте ответ галочкой

«Кусака»: Как относились к собаке люди в начале произведения?

answer avatar

В начале рассказа, люди издевательски относились к беззащитному существу: они кидали в неё то палки, то камни.

Один из персонажей даже пнул её ногой.

Собака озлобилась и закрылась.

Но так случилось, что она поселилась жить на даче, куда потом приехала семья с детками. И собака выместила злобу на девочке Леле, откусив подол её платья. Но девочка быстро позабыла об этом инциденте, и потихоньку приручила её.

В середине рассказа, в её основной части, собака начинает доверять людям, так как её кормят, гладят, играют с ней, и вовсе не обижают.

Но в заключительной части, бедненькая Кусака снова несчастна, так как семья ( дачники ) покидают дачу, и бросают её там, хотя впереди холода и морозы.

Животное не выдерживает горького разочарования и отчаяния и начинает громко выть. То есть, и в конце рассказа мы сталкиваемся с плохим отношением к ней, совсем не бережным и равнодушным.

9ygwRCVe5QBuYWLFAFV6og8o0jH5nr

answer avatar

Очень странно вели себя люди в начале рассказа по отношению к Кусаке. Они не просто равнодушно проходили мимо несчастного животного, что было бы еще половиной беды. Нет, они стремились сделать ей еще больнее, сделать жизнь собаки совсем невыносимой.

Не понимаю, как можно быть таким жестоким к живому существу, которое ни в чем перед тобой не виновато. Откуда такое равнодушие.

Выбираем ответ Кидали камни и палки.

answer avatar

Собаке с самого начала не повезло, люди в нее кидали палками, обзывали и улюлюкали вслед. Причем когда дети швыряли в Кусаку палки, то взрослые никак их не одергивали, а наоборот подбадривали и сами смеялись, хотя что смешного в том, чтобы кидать в собаку палками? Другие собаки ее постоянно прогоняли. Поэтому Кусака привыкла к такому отношению, она часто пряталась в потаенном местечке и там сидела.

Однажды пьяный мужик немного проявил к ней ласки, но собачка не сразу к нему не подбежала поскольку не доверяла людям, а когда собралась с духом, то мужик передумал собаку гладить, вместо этого он ее больно пнул.

После этого случая Кусака стала еще больше не доверять людям, она их боялась.

answer avatar

Рассказ «Кусака» Леонида Андреевна повествует о печальной, нелегкой и горькой участи бездомной собаки, ее именем озаглавлено произведение. Само название говорит за себя: так зовут собаку, потому что привыкла «кусаться», получила прозвище за свой собачий характер. Но можно ли за это осуждать героиню?

Проанализируем все части: сначала Кусака сама по себе, потом знакомится с добрыми людьми, затем снова остается одна.

Хотя не замечали собаку тоже подходящая фраза, никто ни разу не приласкал и не покормил одичавшее животное.

answer avatar

Тема доброты и жестокости раскрыта во многиз произведениях как отечественных, так и зарубежных мастеров пера. Например, в рассказе Леонида Андреева «Кусака» читателям представлен жалкий бездомный пёс, которого все обижают, бьют, кидают в неё палки, камни и собака от этого сама становится злобной по отношению к обижающим её злым людям. Люди эти жестокие и это тем страшнее, что эта жестокость провявляется по отношению к беззащитному животному.

Но в какой-то момент в жизни собаки образно говоря забрезжил в окошке свет. Она подружилась с девочкой Лёлей, которая сразу дала собаке имя. Она играла с Кусакой, гладила её и собака не сразу, но поверила что есть в этой жизни не только злые и жестокие, но и добрые люди.

В конце произведения Лёля с семьёй уезжает в город и Кусака снова остаётся в одиночестве. По большому счёту это предательство и собака больше уже не поверит никому.

answer avatar

Наступает весна и на дачу приезжают люди. Природа цветет, гимназистка Леля говорит, как хорошо вокруг, но Кусака не верит природе, ей по прежнему тревожно, и громкие звуки ее беспокоят. Но теплое солнце входит в душу людей и это тепло топит лед в душе Кусаки.

Приходит осень и мы читаем о том, как заплакало небо, а это подчеркивает печаль предстоящей разлуки. Люди бросают Кусаку и неприветливое небо льет дождь, как слезы. А финальную точку в рассказе ставит беспросветно-темная ночь, как символ потерянной надежды, потерянного счастья.

answer avatar

Составим план к рассказу «Кусака» для того, чтобы рассказ было легче пересказать.

1).Несчастная жизнь собаки.

4).Приезд семьи на дачу.

5).Злоба собаки и знакомство с Лелей.

7).Новая жизнь Кусаки.

10).Отчаяние собаки. Вой.

Пред знакомством с дачниками, собака была уже озлоблена, так как они мучили её, обижали, и она понимала, что от человека ждать любви и ласки ей не придётся. Поэтому, при знакомстве с Лелей, Кусака откусила подол её платьица. Но девочка умело приручила собаку, и животное доверившись, открылось, позволяя детям играть с ней, гладить. Но дети наигрались, да и пора уже было ехать назад в городскую квартиру, но собаку с собой не взяли. Из-за чего собака вновь стала одинокой, несчастной.

От предательства она громко воет.

f416tbdNgbboaQsNqQYLPyeXmXMtubzJ

0UzriBhLG1qs6uh6jLCFSv5DMv0Mjuf

answer avatar

Ответ на вопрос «Какие жанры в русской литературе сложились к концуXVIII века?» продемонстрирован ниже.

p5FblV36mJ8yFav63jTPMRG6t0NrDXJ

answer avatar

С изучением творчество А. П. Чехова на уроках вечная проблема: дают не то, не так и не тогда, когда следовало бы.

zOsaUkEbwwl3iRe1nli1jsGlIguR7r

После этого как-то неприлично делать вид, что А. П. писал непонятные нудные несмешные комедии, надо его срочно в школьную программу тащить, так и не поняв, что иностранцам так нравится. В качестве оправдания следует сказать, что писатель считал свои произведения сугубо русскими, за пределами России непонятными, очень удивляясь любым попыткам их перевода и издания за рубежом. Отличие светил Минобра от Ч-ва в том, что они тоже не знают, зачем это читать или смотреть:, но не иностранцам, а русским.

Ни слова о том, почему «Вишнёвый сад», на примере которого рассматривается вся эта тягомотина, является комедией. Ибо сами не знают, но не признаются.

Как литератор А. П. Ч. прошёл эволюцию от копеечного развлекателя до гиганта психологизма. В отличие от французов вроде Бальзака, которым платили построчно, из-за чего они украшали свои толстенные романища диалогами из обрывочных фраз на целые страницы, Ч-ву выделяли строго ограниченную площадь, за которую он не мог выйти на задворках дешёвого издания. Увеличение оплачиваемого количества знаков прямиком зависело от успеха его предыдущих произведений. Это научило его не писать ничего лишнего и добиваться большого малыми средствами, в том числе писать очень смешно.

Как человек А. П. рано понял несовершенство своё и окружающего мира, поэтому отличался полным нежеланием читать морали и вести куда-либо под знамёнами, ненавязчиво и мягко указывая на необходимость в первую очередь улучшать себя.

Составители школьных программ не оставили ни капли смешного Чехова. То, что может рассмешить взрослого

CmsKZ9D0mdw7gIoUCzI7cpVYLLD134RW

дали жевать 12-летним детям. Многие из них вполне способны воспринимать поднятые проблемы, но Минобр требует рассмотреть данные произведения под таким углом, что они покажутся апофеозом дидактизма. Никогда не осуждавший автор превращается в дядьку с выпущенными глазищами и грозящего всем: «Ужо я вам, ужо я вас. кузькину мать. в аду сгорите». Почти Лев Толстой. Утрирую? Отнюдь нет, вот тема для сочинения:

VCRfLX6MHIsegMLROcEHkQDGvJ58t0L

И уже не осталось ничего смешного. Чеховская мысль стала плоской, примитивной, неинтересной. После этого даже взрослый засомневался бы, стоит ли читать такое. Потом становится ещё хуже:

O3U5OAtR1wZyOjebTT3gj94rFvA3VhQ6

Чехова детям скучно читать, потому что взрослые отобрали у них малейший шанс обнаружить хоть что-нибудь привлекательное с позиции их возраста.

Источник

Разделы: Литература

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок диалогового общения

Цель: раскрывая идейное содержание рассказа, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.

Ключевые понятия: добро, милосердие, счастье, сострадание

1. Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация

Здравствуйте! «…Он был таков, каким хотел и умел быть, – человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины», так говорил М. Горький о своём лучшем друге, замечательном русском писателе Леониде Николаевиче Андрееве. Мы сегодня на уроке впервые будем говорить о его творчестве. Поэтому давайте отступим от привычных биографических сведений и поговорим о Леониде Николаевиче как о человеке. (Презентация. Слайд 2)

2. Выступление обучающихся. Статья К.И. Чуковского

Читайте также:  Не дразните собак не гоняйте кошек не жалейте для птиц ни зерна ни крошек

3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Беседа с обучающимися

Мир, в котором мы живём, огромен, прекрасен и яростен. В нём рядом уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие…Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думаю, что сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на важные нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно. (Слайд 2)
Итак…
«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю свою долгую морозную зиму и чем кормилась», – так начинается рассказ «Кусака». (Слайд 3)
Сам автор писал: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». (Слайд 4)

Обращение к ученикам

«Собака – единственное существо на этой планете, которое любит тебя больше, чем себя». (Джон Шоу Биллингс, офицер медицинской службы, библиотекарь). Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь этого принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из своей жизни равнодушие и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно.

Звучит ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска» (Приложение 2)

«Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал это вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла»)

Итог урока. Оценивание работы обучающихся

Источник

Урок литературы в 7 классе на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»)

Урок литературы в 7 классе на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»)

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака».

Герои рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»:

— Собака по кличке Кусака,

— Гимназистка Леля (дачница, приласкавшая собаку),

— Родители, братья и сестры Лели.

2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования.

— Дворовые собаки отгоняли Кусаку от охраняемых ими изб;

— ребята бросали в нее камнями и палками,

— взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Кусака мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада.

3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям?

— Однажды Кусаку попытался приласкать пьяный мужик, но пока собака подползала к нему, его доброе настроение испортилось, и он пнул собаку.

4. Где поселилась собака зимой?

— На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее.

5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь?

— В первую очередь Кусака познакомилась с девушкой в коричневом форменном платье – гимназисткой Лелей. Девушка закружилась, наслаждаясь весной, подол ее платья раздулся, и Кусака, незаметно подкравшись, оторвала кусок от подола.

6. Как дачники отнеслись к Кусаке?

7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди?

Стр. 95 : «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Она стремглав неслась к людям, услышав свою кличку. Теперь Кусака принадлежала людям и могла им служить. Этого ей было достаточно для полного счастья.

Кусака изменилась и внешне: ее шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И все же страх еще не совсем ушел из ее сердца: при виде людей она всякий раз ждала побоев.

8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой?

— Осенью дачники уехали в город, а Кусака на даче осталась одна.

9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску?

— После отъезда людей Кусака долго металась по их следам, добежала до станции и вернулась домой. Она даже встала на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь террасы и поскребла когтями. Но ей никто не открыл.

Моросил дождь, стояла темная неуютная, холодная ночь. Собака выла. Неуютная погода помогает понять собачью тоску, как бы объемнее вырисовывает ее.

10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

— Л. Н. Андреев своим рассказом напомнил людям, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Читайте также:  Firstmate корм для собак официальный сайт

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Вопросы по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

1. Назовите героев рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». 2. Расскажите об отношении к Кусаке других собак и людей в начале повествования. 3. После какого случая Кусака окончательно перестала доверять людям? 4. Где поселилась собака зимой? 5. С кем из приехавших дачников Кусака познакомилась в первую очередь? 6. Как дачники отнеслись к Кусаке? 7. Как изменилась собака после того, как ее приручили люди? 8. Каков финал рассказа? Что стало с Кусакой? 9. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску? 10. О чем автор хотел напомнить людям этой историей собаки?

Источник

Тема урока: «Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.

Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)

Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении),

К уроку я подобрала 2 эпиграфа

Обратимся к первому из них. Это миниатюра Эдуарда Асадова.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”. Созвучна. Но раскрывает ли их в полной мере? Мне поначалу казалось, что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности. Но я прочитала ваши работы, где вы делитесь первыми впечатлениями от рассказа, и вы своими высказываниями заронили в мою душу сомнение – действительно ли всё так просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением вас.

В большинстве ваших работ звучат слова грусть и жалость. Большинство возмущены поступком пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без возмущения, без осуждения.

Хотя есть несколько работ, не похожих на другие. На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.

Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.

Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой работе нет слова жалость, и наибольшее впечатление на ребят произвели вовсе не моменты физической жестокости по отношению к Кусаке.

А в третьей работе – работе Абубакировой Гули – вместо жалости появляется непонятное чувство вины: “Мне очень понравился рассказ “Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в связи с жизнью этой собаки”.

Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли разобраться в рассказе, увидеть в нём самое главное – тогда мы обязательно должны им помочь.

Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели заметить в истории Кусаки что-то, чего не заметили, не почувствовали другие. Может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному?

Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками (2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Читайте также:  Отдых на море с собакой краснодарский край 2021

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить.

БЫЛО ЕСТЬ
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…”

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ +
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ ЗЛОБА, СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ ЗЛОБА
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя работала над иллюстрациями вместе с мамой.

Женя проанализировала цветовую гамму рассказа. Судя по цвету, преобладающему в той или иной части, положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, этим и вызвано то непонятное чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении рассказа?

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу к сегодняшнему уроку.

Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки
Adblock
detector