Аллегория и мораль басни нищий и собака

Содержание

«Нищий и Собака» И. Дмитриев

Анализ, мораль басни Дмитриева «Нищий и Собака»

Басня И. И. Дмитриева «Нищий и Собака» написана в 1803 году, в тот короткий период, когда он, получив чин тайного советника, находился в отставке и отдавал все свои силы литературной работе, шлифуя мастерство художественного слова. Усилия эти оказались не напрасными – свет увидел миниатюрный литературный шедевр-назидание о Собаке и Нищем. В короткой басне Иван Иванович не примеряет на себя мантию судьи пороков человеческого общества. Он только помогает их обозначить.

Для усиления эмоционального воздействия автор вводит в сюжетную с линию образ старого человека. Он также использует гиперболу – «от глада умираю», инверсию «сутки уж не ел», «ты накормлен был», «наружность иногда обманчива бывает». Такой прием позволяет выделить ключевой глагол «не ел», именные сказуемые «накормлен был», «обманчива бывает», перенести акцент на крайнюю нужду старика, на кажимость реальных явлений. Тщательную работу автора над словом иллюстрирует перифраз «старик с сумою», «бедняк» – автор не желает злоупотреблять словом «нищий», хотя оно позволяет создать яркий образ одним-единственным штрихом.

Просительный тон старика подчеркивается лексикой высокого стиля – «молил» в значении «просил», использованием восклицательных предложений – это обе его реплики. Примирительный тон Собаки подчеркивается введением смягчающей частицы «то» – «затем-то я и лаю». Собака выступает олицетворением разумной достаточности и здравого смысла. Несмотря на лай, робкий старик не решается позвать хозяев, а обращается напрямую к ней как посреднику.

В тексте нет однородных членов, кроме пары однородных обстоятельств – «с боязнью, пошептом», а отсутствие эпитетов объясняется тем, что в тексте преобладает действие, и немногочисленные краткие прилагательные – «добр», «ласков» – имеют субстантивный характер, приобретают именные черты.

В тексте имеется устаревшее название сумки – слово «сума». В контексте басни оно является символом нищеты, нищенства. Старославянизм «глад» употреблен в своем прямом значении – «голод», а авторский неологизм «пошептом» – это яркий аналог наречия «шепотом». Устаревший глагол «умилосердись» употребляется в значении «помилосердствуй, смилуйся, сжалься».

Мораль басни сформулирована самим автором в последней короткой строке ненавязчиво, но исчерпывающе. Причем небольшое высказывание аккумулирует множество средств художественной выразительности: здесь и синтаксический параллелизм «иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает», и сравнение «как зверь», и нанизывание антитез – «зверь, а добр», «ласков, а кусает».

Но мораль гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Думается, что автор имел в виду укусы не только в прямом смысле этого слова. Иван Иванович предостерегает читателя не только от обманчивой наружности, но и от ловких притворщиков, льстивых интриганов, манипулирующих людьми ради собственной выгоды. Ведь они гораздо опаснее открытых врагов, поскольку вводят в заблуждение, эксплуатируя такое «хрупкое» человеческое качество, как доверие.

Басня высвечивает главное противоречие между «быть» и «казаться», заставляет читателя задуматься о том, что истинные намерения человека очевидны далеко не всегда. Великий русский баснописец предостерегает читателей от поспешности выводов, неверных суждений о том, кто на деле пытается принести благо. Басня также призывает нас не судить по внешности о душевных качествах и характере человека, не отмахиваться от нищих стариков, в каком бы обличье они не являлись, призывает к милосердию и душевной чуткости, поскольку от той самой сумы не гарантирован никто.

Источник

Презентация по родной литературе 7 класс

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. (1760 – 1837) Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «ОСШ № 3» г. Отрадное Кировский район Ленинградская область Казаковой Марии Юрьевны Русский поэт, баснописец, государственный деятель

Цели: дать понятие басни; познакомить с историей развития жанра басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в басне.

Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.

Мораль. Мораль- краткое заключение, в котором разъяснена её основная поучительная мысль. Иногда она находится в начале басни.

Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.

Басня, как и мифы, появилась в глубокой древности.

Belyshev Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Древней Греции.

Учёные считают, что первая басня создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) — это притча о соловье и ястребе.

Древнегреческий баснописец ЭЗОП

По преданиям, основоположником басни считают популярного древнегреческого поэта Эзопа, который жил в VI веке до нашей эры. Своими короткими поучительными рассказами он пытался повлиять на людей.

Эзопа ложно обвинили в воровстве и сбросили в море со скалы. Эзоп погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Эзоп создал около 426-ти басен. Эзоповы басни отличаются краткостью и лаконичностью, мораль его произведений проста, но от этого она не теряет своей ценности.

Эзопов язык — речь, которая изобилует иносказаниями, намёками, недомолвками и другими приёмами речи для сокрытия прямого смысла.

Жан де Лафонтен (1621–1695 гг.) В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном.

Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII веков.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781 гг.) Ни на одном виде стихотворений я не сосредотачивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.

Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.

Александр Петрович Сумароков (1717–1777 гг.) Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Склад басни должен быть шутливым.

И.И. Дмитриев 1760-1837 Поэт, баснописец ( написал 80 басен) и государственный деятель (министр юстиции)

Басни Дмитриева стали новым словом в развитии жанра русского басенного повествования. Они ознаменовали собой появление нового направления — изящной салонной басни. Иван Дмитриев поставил басню на новую ступень. Предоставил ей возможность войти в светское общество, туда, где ценится хороший вкус и острый язык. Русская басня

Иван Иванович Дмитриев Придерживаясь общего, господствующего в то время мнения, что молодому дворянину приличнее служить в военной, нежели в статской службе, отец записал обоих сыновей своих, Ивана Ивановича и старшего его брата, ещё в детстве в гвардию.

Иван Иванович Дмитриев А до того времени, пока потребуют их на действительную службу, отдал учиться детей в частные пансионы, сперва в Казань, а потом в Симбирск. Дмитриев занимался прилежно, хотя ученье его, по собственным словам, ограничивалось только первыми правилами французского языка. В это время бунт Пугачёва, взволновавший ряд губерний, принудил отца его со всем семейством удалиться в Москву, в которой будущий поэт пробыл два года. Тут он был свидетелем казни Пугачева, описание которой и оставил в своих записках. На четырнадцатом году жизни он отправился в Петербург, на действительную службу. Пробыв полгода с небольшим в полевой школе, где обучался военным и словесным наукам, он поступил в Семёновский полк, в который был записан ещё ребёнком.

Читайте также:  Организации по отлову собак в краснодарском крае

Иван Иванович Дмитриев Литературную славу Дмитриеву принесла сатира-сказка «Модная жена» (надо заметить, что сам поэт никогда женат не был), написанная им в 1791 году. Спустя два года появилось сатирическое произведение «Чужой толк». Этот труд был на злобу дня, в нём писатель обрушился на господствующую в русской классической литературе риторическую оду. С этого времени в представлении читающей публики оды стали архаическим жанром.

Большой популярностью пользовались его лирические песни. (слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)

Иван Иванович Дмитриев Басни и сказки Дмитриева, хотя они почти все переведены с французского, считались лучшим украшением его литературного венка, чему сильно способствовали внешние их качества — легкий язык, свободная и плавная версификация. Настоящим уделом его таланта была, несомненно, сатира.

Иван Иванович Дмитриев Басня, хоть и не исконно русский жанр, но особо чтим нашим народом. Басни Дмитриева не считались образцом народности, что дало А.С.Пушкину впоследствии заявить, что все они «не стоят хорошей басни Крылова». Но они совсем другие; отличаются по изящности слога, правильности стиха, хорошей подаче и от этого не менее ценны. Басни Дмитриева проверены временем, они не потеряли своей актуальности до сих пор.

И.И.Дмитриев отошел от классического деления жанров на высокие и низкие. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Именно поэтому в своих баснях И.И.Дмитриев использовал изящную светскую разговорную речь, что было новаторством для того времени.

— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» — Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим, И чаще быть с пером и книгой, Когда быть дельными хотим». — «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой, Втираться жабой и ужом К тому, кто при дворе фортуной вознесется…» — «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом: И этак многим удается». Отец с сыном Ваше мнение о счастии?

ДВА ВЕЕРА В гостиной на столе два Веера лежали; Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив; Другой изломан весь и очень тем хвастлив. «Чей Веер?» — он спросил соседа горделиво. «Такой-то», — сей ему ответствует учтиво. «А я, — сказал хвастун, — красавице служу, И как же ей служу! Смотри: нет кости целой! Лишь чуть к ней подлетит молодчик с речью смелой, А я его и хлоп! короче, я скажу Без всякого, поверь мне, чванства И прочим не в укор, Что каждый мой махор Есть доказательство Ветраны постоянства». — «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства? — Сосед ему сказал: — Розалии моей Довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней».

НИЩИЙ И СОБАКА Большой боярский двор Собака стерегла. Увидя старика, входящего с сумою, Собака лаять начала. «Умилосердись надо мною! — С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. — Я сутки уж не ел. от глада умираю!» — «Затем-то я и лаю, — Собака говорит, — чтоб ты накормлен был». Наружность иногда обманчива бывает: Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.

ТРИ ЛЬВА Его величество, Лев сильный, царь зверей, Скончался. Народ советовать собрался, Кого б из трех его детей Признать наследником короны, «Меня! — сын старший говорил. — Я сделаю народ наперсником Беллоны». — «А я обогащу», — середний подхватил. «А я б его любил», — Сказал меньшой с невинным взором. И тут же наречен владыкой всем собором.

Басни всегда обладают поучительным концом, который в полной мере раскрывает ошибку, сделанную героем. Басни полезно читать как детям, так и взрослым, ведь они помогают помнить о простых, но мудрых истинах жизни.

Домашнее задание: Выучить наизусть любую, понравившуюся, басню.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-1444108

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Идея басни Дмитриева «Нищий и собака»

Naruzhnost inogda obmanchiva byvaet Inoj kak zver a dobr tot laskov a kusaet. 1

На богатый боярский двор заходит голодный нищий. Он ожидает, что его будут гнать и что залаявшая собака сердится на него, непрошеного гостя. Но все оказывается лучше его ожиданий!

Басня, написанная в 1803 году, находится в одном ряду с теми баснями поэта, в которых он размышляет о людях добрых и злых, честных и лживых.

Как и в большинстве басен Дмитриева, происходит не сатирическое осмеяние, а наоборот, превознесение чьих-то моральных качеств. Поэтому вместо поучительной морали в данной басне присутствует краткий вывод о том, что часто человек оказывается гораздо лучше того, что мы о нем думаем.

Скрытая доброта собаки очень необычна и трогательна и говорит о причастности автора произведения к сентиментализму. Данное литературное направление обращало большое внимание на такое качество души, как чувствительность (отзывчивость). Поэты-сентименталисты были склонны идеализировать людей и явления жизни (представлять их в лучшем виде, чем они бывают на самом деле). Поэтому и басни Дмитриева часто отличаются тем, что автор концентрируется скорее на хорошем, чем на плохом. Этим многие произведения Дмитриева решительно отличаются от басен Ивана Крылова, продолжателя его басенной традиции.

В басне «Нищий и собака» воспевается милосердие, спрятанное под маской неприветливости и резкости обращения.

От басни в данном произведении присутствует только аллегория – прием, позволяющий через образы животных или предметов передавать определенные черты характера людей.

Как и во многих баснях Дмитриева, присутствуют элементы сказки или притчи. Так, нищий старик разговаривает с собакой человеческим языком. Так создается ощущение единства человека и природы, как в жанре народной волшебной сказки.

Итак, из конечного вывода басни « Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает » в данном произведении наглядно показана только первая часть, не сатирическая, а положительная. Поэт зовет людей к добру, трогает их души, с помощью своего лаконичного, но яркого произведения.

Похожие примеры из жизни

В качестве примеров из жизни обратимся к другим литературным источникам.

Например, главный герой рассказа Тургенева «Бирюк» оказывается очень добрым человеком, хотя имеет страшный вид и поэтому его боится вся деревня. Он — как раз тот человек, про которого можно сказать: «. как зверь, а добр».

Еще один пример внешне сурового, но доброго человека — это бабушка главного героя из рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик побаивается свою бабушку, но в итоге понимает, что она очень его любит.

Примеры из жизни тех, кто «ласков, а кусает»

Мы также можем вспомнить похожие примеры в других литературных или фольклорных произведениях.

Читайте также:  Отдых на море в абхазии с собакой

Есть люди, про которых можно сказать русской пословицей: «мягко стелет, да жестко спать». Это внешне мягкие, но внутренне жестокие люди, способные на неожиданное злобное нападение или предательство. Именно про такой тип людей Дмитриев говорит: «Тот ласков, а кусает».

Сюжеты сказок — это очень поучительные и древние мотивы, идущие еще из мифологии. Не случайно, например, уже у Эзопа есть сюжет о вороне и коварной лисице.

А какие вы знаете примеры, где внешнее поведение и внутреннее содержание не совпадают?

Считаете ли вы, что разбираетесь в людях, которые вам встречаются в жизни? Легко верите тем, кто осыпает вас комплиментами, и сразу им доверяетесь во всем? Смотрите главным образом на манеры или стараетесь заглянуть в самую суть человека?

Источник

Нищий и собака наблюдение

В судьбах многим из нас встречается действительно разные интересные события, связанные с поведением людей и проявлением их откровенных устоявшихся позиций в стандартных жизненных ситуациях:

Врачи, которые берут деньги с пациентов за лечение или операции, после работы подкармливают и лечат бездомных собак и кошек.

Странно все это, но подобные наблюдения дают надежду на то, что добро все же есть в каждом человеке (хоть и выражается у каждого по разному) не зависимо от того, в какой жизненной ситуации тот находится, и какими глазами смотрит на жизнь.

Но один нищий человек, который ничего не просил, и которому я никогда ни разу не протянула руку помощи, запал в мое сердце на всю жизнь, и скорее всего, эту многоразовую, но в итоге, прискорбную встречу я не забуду никогда.

***
Встретила я его не далеко от своего дома, когда топала на остановку мимо школьного двора. Он сидел на лавочке и лениво копался в своей сумке, явно что-то искал. Понять, сколько лет этому мужчине, мне было довольно таки сложно (предположила, что примерно 45-50 лет). Возраст казался неопределенным из-за грязных кругов на щеках и отчетливо вырисовывающихся морщин. Какого цвета были его волосы, мне разглядеть не представлялось возможным, так как его голову покрывала дешевая вязанная шапочка. Когда мой взгляд упал на лицо этого человека, я заметила в нем приятные черты лица и довольно таки умный и слегка независимый взгляд. Рядом с ним, вокруг да около топталась крупная беспородная дворняжка рыжего цвета, чем-то очень отдаленно напоминая лабрадора. Она постоянно вертела хвостом и преданно заглядывала своему хозяину в глаза.

Мужчина периодически что-то говорил собаке тихим, монотонным голосом, иногда поглаживая псинке голову свободной рукой. Я невольно замедлила шаг, присматриваясь к этой парочке, так как меня начало распирать любопытство.

Но когда мужчина нашел в сумке то, что искал (а искал он носовой платок), он поднялся и позвав за собой собаку, медленным неловким шагом тронулся в только ему известном направлении. Собака охотно потрусила за ним, не отставая. Куда они пошли, мне было не известно, но я провожала их своим взглядом до того, пока они не исчезли за пределами моей видимости.

***
Так я их встречала случайно несколько дней. Мужчина и собачка шли бок о бок, всегда в одном и том же направлении, казалось бы, объясняясь друг с другом при помощи мыслей. Многие люди, проходившие мимо этой пары, кидали презрительные взгляды в их сторону (судя по всему, из-за их внешнего вида и возможного зловония от немытого человеческого тела), кто-то просто не обращал на них никакого внимания, но были и те, кто проявлял к ним искренний, добрый интерес.

Такая вот своеобразная и вполне миролюбивая пара друзей, невольно вошедшая в нашу монотонную повседневную жизнь и стала ее неотъемлемой обыденностью.
Помню, правда, некоторых «куриц», которые все же высказались грозно в слух по поводу безобидной разно-видовой парочки товарищей, прогуливающихся по нашим дворам, и никому по факту, не причиняющих никаких бытовых неудобств.

Но как оказалось, некоторые соседи по «морально-этическим» соображениям не могли потерпеть на «их» территории даже временного присутствия бомжа с собакой. Одна предположила, что собака (как и ее хозяин) заразна, и скоро будет отстрел диких животных. Возможно, этой собачонке достанется тоже, а то ходят тут, вирусы распространяют.

Люди к ним настолько привыкли, что даже иногда выносили из дому старые ненужные вещи и еду, как мужчине, так и его собаке. Часто мужчина отказывался от еды для себя и своей верной четырехлапой подруги. Но судя по всему, в его жизни наступали моменты, когда он вынужден был иногда соглашаться на подачки для себя и его верного спутника. И он это нехотя, но делал, не забыв предварительно поблагодарить своего добродетеля за подачку.

Людей успокаивало и то, что за весь период времени, который нищий и собака проходили мимо наших дворов, они никогда никому ничего плохого не сделали. Даже «пэпсы» при ночном патрулировании улиц не трогали их, возможно потому что нищий никогда не дебоширил, или же из-за возможной жалости и человечности к нему и его псинке.

***
Это была уже поздняя осень. Нищий болел. Болел очень сильно, и это выражалось не только в его откровенной хромоте, кашле и характерной для осени лихорадке в виде покачивания из стороны в сторону. Когда он очередной раз куда-то шел со своей верной подругой Пальмой (как я узнала позже, так звали дворняжку), то внезапно остановившись, схватился за сердце. Собачка увидев, что хозяин присел и застонал, принялась скакать вокруг него, поскуливая и вылизывая его грязное лицо, не зная, чем еще она может помочь. Я немного задержалась наблюдая эту картину, и от увиденного у меня защемило сердце. Я подошла к нищему знакомцу и спросила, может мне вызвать для него скорую помощь? Он поднял на меня равнодушный, туманный взгляд, по которому я поняла, что мужчине действительно очень плохо, но промолчал, приподнялся, и медленной, шаткой походкой двинулся дальше своей дорогой. Пальма шла медленно, угодливо с боку хозяина, не упуская из вида каждое его движение. Мне стало как-то жутко не по себе, но я не знала, чем ему помочь.

На следующий день узнаю от соседки, что мужчина умер. За ним приехала скорая, забрала его уже мертвое, почти окоченелое тело. Как выяснилось, у него остановилось сердце, которое барахлило уже длительное время. Собаку отгоняли палками, потому что она защищала тело уже бывшего хозяина и друга. Куда подевалась после неравной борьбы Пальма, соседка не знала, и, как выяснилось, не знал никто.

Спустя два дня после смерти нищего возвращаюсь домой все той же дорогой. Моя соседка с другими женщинами стояла возле подъезда и активно что-то обсуждала. Подойдя к ним поближе и поздоровавшись, я выясняю, что сегодня утром стреляли бездомных собак. Пальму живодеры нашли под лестницей входа в подвал, и вытравив ее из «убежища», застрелили на глазах у многих прохожих. Труп закинули в авто. К Пальме, как и к ее хозяину, привыкли уже многие, и для людей, которые увидели кончину собачки, это был настоящий стресс.

Источник

Тема: Дмитриев и его басни

14961597847luso

Тема: Дмитриев и его басни.

Цели: 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о биографии и творчестве ;

2) воспитательная: вызвать интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, любовь к родному краю;

3) развивающая: развить навыки выразительного чтения, анализа произведения, инсценирования басен, продолжить работу над повышением познавательной активности, над совершенствованием связной и монологической речи учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оформление: 1) эпиграфы: «Русский Лафонтен».

. Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

Читайте также:  Ножницы для груминга собак с алиэкспресс отзывы

3) иллюстрации учащихся к его басням;

4) музыка для физкультминутки (из мультфильма «Пластилиновая ворона»;

5) карточки с названиями творческих групп : «биографы», «лингвисты», «актёры», «иллюстраторы», «исполнители басен», «исследователи»;

6) критерии оценки работы на уроке;

Сообщение учителем целей урока.

Изучение нового материала.

1.Знакомство с биографией (презентация и сообщения уч-ся)

2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе XVIII в.

3.Особенности басен (работа с тетрадями).

2. Работа над выразительным чтением басен, определением их главной идеи.

3. Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.

6. Словарно-орфографическая работа.

7. Исследовательская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и трость» и ).

Подведение итогов урока.

Выставление оценок в группах.

Домашнее задание (по выбору) :

1)выучить понравившуюся басню ;

2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;

3)сочинить собственную басню.

Установление тишины, внимания; проверка готовности к уроку.

2.Сообщение учителем целей урока.

— Ребята, сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по теме « Дмитриев и его басни». Вы познакомитесь с биографией и творчеством нашего земляка-баснописца, с особенностями его произведений. Я очень надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к литературному наследию поэтов-симбирян, укрепит вашу любовь к родному краю. Также вы продолжите работу по развитию навыков выразительного чтения, анализа произведений, инсценирования басен и совершенство­вания связной речи.

. Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов.

Питают ум и вместе учат нас.

3.Изучение нового материала.

1.Знакомство с биографией (презентация и сообщения учащихся).

Затем дед переезжает в Симбирск, тогда небольшой провинциальный город на Волге. Сюда же Афанасий Алексеевич привозит внука. Учёба продолжается. Особое внимание мальчик уделяет французскому языку. Иван Дмитриев знакомится с произведениями Мольера, баснями Жана Лафонтена, а родители познакомили сына с одами Ломоносова и Сумарокова.

С началом пугачёвского бунта семья Дмитриевых переезжает в Москву, а затем в Петербург, где тринадцатилетний Иван Дмитриев был помещён в полковую школу (закрытое военное учебное заведение). Не имея к военной службе склонности, он, тем не менее, терпеливо дослужился до 1796 года, достигнув чина полковника.

Ивана Ивановича всё больше привлекает литература, он занимается переводами с французского языка небольших прозаических произведений.

Стремясь всецело заняться литературным трудом, в 1799 году уходит в отставку, но затем снова был вынужден вернуться на штатскую службу. В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он стремится на этом высоком посту быть честным и справедливым государственным деятелем.

Интерес к поэзии возникает v Ивана Ивановича в 70-е годы. Он сам стал сочинять стихи, сатирические сказки, басни.

—Ребята, а что такое басня?

2.Слово учителя о развитии жанра басни в мировой и русской литературе 18 века.

—Первые басни появились в Древней Греции. Основоположником считают Эзопа.

В 17 веке древний жанр был возвеличен Жаном Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам:

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Не вся захвачена поэтами она.

Лафонтен писал в отличие от античных авторов басни полные жизни, действии, диалогов, опираясь на народную мудрость.

Дмитриева имели много общих черт с произведениями Жана Лафонтена, поэтому современники называли Ивана Ивановича «русским Лафонтеном».

3.Особенности басен (работа с тетрадями).

2)В них нет сатирической прямоты. Автор не является судьёй пороков

человеческого общества. Он лишь указывает на них.

4)Басни имеют театрализованный вид.

—Вспомним значение использованных здесь терминов. Что такое назидание? (Наставление, поучение.)

—Что такое сатира? (Художественное произведение, в котором резко высмеиваются и осуждаются порочные явления общественной или личной жизни.)

—Поясните, что такое пороки? (Недостатки, например, лживость, зависть, жадность.)

—Дайте определение аллегории. (Это художественный приём, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.)

—Что такое мораль в басне? (Оценка, вывод.)

—Итак, как и все баснописцы, Дмитриев указывал на пороки человеческого общества. Давайте почитаем басни Ивана Ивановича и определим, что в них высмеивает автор. Но сначала слово предоставим «лингвистам», которые пояснят некоторые слова в баснях.

2.Работа над выразительным чтением басен, определением их плавной идеи.

«Исполнители басен» читают басню «Нищий и Собака».

—Как сформулирована в этой басне мораль? Назовите строки.

—Какой вывод делает автор? (По внешности не судят о характере и душевных качествах человека.)

Звучит басня «Лебедь и Гагары».

—О каком пороке идёт речь в басне? (О зависти.)

—В каких строках сформулировал мораль?

Звучит басня «Осёл и Кабан».

— Назовите аллегорические образы басни?

—Как в этой басне сформулирована мораль?

—Какой порок высмеивает в басне автор? (Хвастовство.)

3.Демонстрация иллюстраций к басням, комментарии к ним.

—Наши «иллюстраторы» тоже хорошо потрудились и нарисовали к басням Дмитриева рисунки. Пожалуйста, прокомментируйте свои рисунки.

Басни были популярны во все времена. Так в конце 20 века по мотивам известной басни «Ворона и Лисица» даже был снят мультфильм и придумана песенка. Отрывок из неё поможет нам провести весёлую разминку.

—Ребята, мы с вами говорили, что басни Дмитриева представляют собой аллегорические рассказы с ненавязчивой моралью, что придаёт им театрализованный вид. Давайте посмотрим, какие сценки подготовили наши «актёры».

Инсценирование басен «Отец с Сыном», «Две Лисы», «Хлеб и Свечка».

7.Исследователъская работа (сравнительный анализ басен «Дуб и Трость» и ).

—В 19 веке многие литераторы писали басни на одни и те же сюжеты, поэтому некоторые произведения баснописцев имеют одинаковое название. Так у и есть басня «Дуб и Трость». Но одинаков ли смысл этих одноимённых произведений? Группа «исследователей» провела сравнительный анализ басен. Предоставим им слово.

— Эти басни имеют схожий сюжет. Гибкая Трость, т. е. тростник, выдерживает силу ветра, а Дуб, гордившийся своей несгибаемостью, гибнет. Сильная буря вырывает его с корнем из земли. Оба автора в басне опираются на народную мудрость.

Но есть и различие. Басни написаны по-разному. Крылов передаёт сюжет более живо, используя выражения из разговорной речи. Басня Дмитриева более театрализована, в ней нет едкой сатиры, автор не навязывает читателю мораль.

6.Подведение итогов урока.

—Сегодня мы познакомились с удивительным баснописцем, нашим земляком, внёсшим большой вклад в развитие русской басни. Какие басни вам понравились?

—Какие вы знаете особенности басен Ивана Ивановича?

—Какие впечатления остались у вас от урока? Что понравилось? Почему?

—Что нового, интересного или полезного вы узнали?

Выставление оценок в группах.

Критерии оценки работы на уроке:

2.Правильностъ, точность и логика ответов.

3.Культура речи и поведения.

Комментирование оценок учащимися.

7. Домашнее задание (по выбору):

1)выучить понравившуюся басню ;

2)сочинить короткий аллегорический рассказ с ненавязчивой моралью;

3)сочинить собственную басню.

НИЩИЙ И СОБАКА

Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, помшептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел. от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».

Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.

ЛЕБЕДЬ И ГАГАРЫ

За то, что Лебедь так и бел и величав,
Гагары на него из зависти напали
И крылья, тиной замарав,
Вкруг Лебедя теснясь, нарочно отряхали
И брызгами его марали!

Но Лебедю вреда не сделали оне!
Он в воду погрузился
И в прежней белизне
С величеством явился.

Гагары в прозе и в стихах!
Возитесь как хотите,
Но, право, истинный талант не помрачите;
Удел его: сиять в веках.

ОСЁЛ И КАБАН

Не знаю, отчего зазнавшийся Осёл

Храбрился, что вражду с Кабаном он завёл,

С которым и нельзя иметь ему приязни

Сейчас готов с ним в бой без всякия боязни!»

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки
Adblock
detector