Административным проступком является угон автомобиля выгул собаки на детской площадке прогул рабочей
Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,
1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)
2) обеспечивается силой общественного мнения
3) фиксирует решение суда по конкретному делу
4) отражает представление общества о справедливости
Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это
3) правовое сознание
4) юридическая ответственность
1) наложение взыскания начальником на подчинённого
2) разглашение государственной тайны
3) коллекционирование старинных монет
4) нарушение слова, данного другу
Право, в отличие от морали,
1) охраняется силой государства
2) опирается на представления о добре и зле
3) регулирует общественные отношения
4) опирается на общественное мнение
Административным проступком является
1) безбилетный проезд в автобусе
2) убийство двух лиц
3) отказ вернуть долг соседу
4) опоздание на учёбу
Какие термины относятся к понятию «правонарушение»? Укажите цифру, под которой находится верный ответ.
1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент
Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается
1) силой государственного принуждения
3) силой общественного мнения
4) привычками и традициями общества
Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?
1) уголовного права
2) административного права
3) гражданского права
1) гражданским проступком
3) административным проступком
4) дисциплинарным нарушением
Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является
1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте
2) невыполнение фирмой условий заключённого договора
3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах
4) дача свидетелем ложных показаний в суде
Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?
1) гражданское право
4) административное право
К политическим правам (свободам) человека относится(ятся)
1) право собственности
2) свобода вероисповедания
3) избирательные права
4) свобода передвижения
Какое право человека относится к экономическим правам?
2) право собственности
3) право на неприкосновенность жилища
Что является отличительным признаком правового государства?
1) наличие системы законодательства
2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов
4) наличие суверенитета
К специфическим правам ребенка относится(-ятся)
2) право жить в семье
3) право собственности
4) избирательные права
Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро
2) угон автомобиля без цели его хищения
3) кража дорогого мобильного телефона из магазина
4) нарушение трудового договора
Право в отличие от морали
1) является видом социальных норм
2) регулирует поведение людей
3) поддерживается силой государства
4) обращено ко всему обществу
Что относится к отличительным признакам правового государства?
1) наличие суверенитета
2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан
4) верховенство закона
Что относится к социальным правам человека?
1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
3) избирательные права
4) право собственности
Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
2) административное право
4) гражданское право
Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?
2) административное право
4) гражданское право
Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться
2) социальная норма
4) политическая норма
Административным проступком является
2) выгул собаки на детской площадке
3) прогул рабочей смены без уважительной причины
4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру
Нарушением трудового права является
1) производство и распространение наркотиков
2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа
3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования
4) подделка денежных знаков
Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро
2) порча чужого имущества
3) кража продуктов из магазина
4) нарушение трудового договора
К сфере правовых отношений можно отнести контакты между
1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты
3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции
Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
2) административное право
4) гражданское право
Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?
2) административное право
4) гражданское право
Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться
2) социальная норма
4) политическая норма
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
Правовой документ, изданный компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений, называется
1) правовым обычаем
2) нормативно-правовым актом
3) правовым прецедентом
4) естественным правом
Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется
1) правовым обычаем
2) нормативно-правовым актом
3) правовым прецедентом
4) естественным правом
Что из перечисленного является характерной чертой выборов в Российской Федерации?
1) многоступенчатый характер
2) открытая подача голосов
4) образовательный ценз избирателей
Что является отличительным признаком политической власти?
1) осуществляется исключительно силовыми методами
2) распространяет своё действие на всё общество
3) имеет возможность применять санкции
4) пользуется поддержкой большинства населения
Административное наказание последует за
1) уклонение от прохождения срочной воинской службы
2) безбилетный проезд в общественном транспорте
3) кражу дорогого мобильного телефона в магазине
4) неявка на работу без уважительной причины
1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу
2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила
3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы
4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности
Право, как совокупность норм, в отличие от морали
1) обеспечивается принудительной силой государства
2) является общественным институтом
3) регулирует общественные отношения
4) устанавливает нормы поведения в обществе
Какой из приведённых примеров является примером нормы конституционного права?
1) Пассажиры обязаны оплачивать проезд в общественном транспорте.
2) Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
3) Производители несут ответственность за качество предоставленного покупателям товара.
4) Граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка в парках и заповедниках.
Право как совокупность норм, в отличие от морали
1) обеспечивается принудительной силой государства
2) является общественным институтом
3) регулирует общественные отношения
4) устанавливает нормы поведения в обществе
Тест №18 «Правонарушение» для подготовки к ОГЭ по обществознанию
В данном материале представлена теория и практика.
Просмотр содержимого документа
«Тест №18 «Правонарушение» для подготовки к ОГЭ по обществознанию»
Плетнева Лариса Владимировна
учитель МБОУ лицея №1 г.Морозовск Ростовской области
Тест №18 по теме «Правонарушение»»
общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушения: проступок (административные, дисциплинарные, гражданские) и преступление
Действия, связанные с
нарушением норм охраны труда, наносящие вред здоровью.
нанесением вреда природе, памятникам истории и культуры.
нарушением правил проезда и провоза багажа на общественном транспорте
нарушением правил торговли
посягательством на общественный порядок.
Дисциплинарный проступок имеет одну характерную только для него особенность: он прочно связан с исполнением трудовых обязанностей.
Чтобы можно было говорить о факте совершения дисциплинарного проступка, нарушение должно обладать следующими признаками:
Нарушение выражается в неисполнении (или ненадлежащем исполнении) трудовых обязанностей конкретным сотрудником.
Обязанности, которые были нарушены, наложены на сотрудника в рамках трудового законодательства, трудового договора или иных локальных актов организации.
Нарушение признано виновным действием (или бездействием).
Наказывать же за дисциплинарный проступок имеет право только работодатель. Происходит это путем издания соответствующего приказа, утвержденного руководителем организации (или руководителем подразделения, если такие полномочия возложены на него локальным актом), и ознакомлением с ним нарушителя.
Виды уголовных правонарушений (преступлений)
Преступления в сфере экономики (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, умышленные уничтожение или повреждение имущества, воспрепятствование предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, ограничение конкуренции, изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и иных платежных документов, контрабанда, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.)
1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу
2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила
3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы
4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности
К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?
1) Гражданин С. добровольно отказался от бесплатной путёвки в санаторий.
2) Гражданин С. вошёл в храм, не сняв головного убора.
3) Гражданин С. проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора.
4) Будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом.
Что является правонарушением?
1) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик
2) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора
3) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома
4) отключение подачи электроэнергии в некоторые населённые пункты из-за урагана
Какой из приведённых примеров иллюстрирует правонарушение?
1) Гражданин К. дал взятку должностному лицу.
2) Иван выступил со свидетельскими показаниями в суде.
3) Антон написал заявление в ОВД о готовящемся преступлении.
4) Юлия получила повестку как кандидат в присяжные заседатели.
1) наложение взыскания начальником на подчинённого 3) разглашение государственной тайны
2) коллекционирование старинных монет 4) нарушение слова, данного другу
1) регистрация на бирже труда в качестве безработного
2) провоз на городском транспорте предметов, превышающих по размеру нормы, установленные правилами
3) продажа квартиры в кредит
4) остановка ТЭЦ в связи с нехваткой топлива
Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) деяние, виновность, общественная опасность 3) высшая юридическая сила, всенародное голосование
2) договор, право собственности, возмещение ущерба 4) правовой обычай, судебный прецедент
Причиной правонарушений является
1) отказ населения участвовать в формировании законодательной власти
2) интеллектуальное превосходство одних граждан над другими
3) несовершенство государственных законов
4) стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям закона
Что из перечисленного относится к признакам правонарушения?
1) задержание сотрудником полиции 3) возбуждение уголовного дела
2) заключение следователя 4) общественная опасность деяния
Деяние, виновность, общественная опасность, противоправность – это признаки
1) правоотношения 2) правонарушения 3) юридической ответственности 4) правомерного поведения
Среди перечисленных правонарушений преступлением является
1) систематическое опоздание на работу 3) безбилетный проезд в автобусе
2) переход улицы в неположенном месте 4) распространение наркотиков
Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Правонарушение может выражаться в действиях или бездействии человека или группы лиц.
Б. Правонарушения имеют различную степень общественной опасности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Правонарушение может выражаться в действиях или бездействии человека или группы лиц.
Б. Правонарушение связано с антиобщественным поведением, причиняет вред людям, государству и обществу в целом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Заполните пропуск в таблице.
Виновное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания
Вид правонарушения, имеющий меньшую степень общественной опасности, чем преступление
Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление — это тяжкое правонарушение.
Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
А. Преступные мысли и чувства, даже не выраженные в действиях, являются правонарушением.
Б. Правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Потребление наркотических средств без назначения врача является преступлением.
Б. Уголовное наказание за совершение преступления назначается судом или компетентным должностным лицом, например прокурором или судебным приставом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
А. Преступления отличаются от проступков высокой общественной опасностью.
Б. Ответственность за совершение преступлений регулируется административным правом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление — это тяжкое правонарушение.
Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Административным проступком является угон автомобиля выгул собаки на детской площадке прогул рабочей
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1. Понятия: безработица, банковский кредит.
безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения имеет намерение работать, но не может трудоустроиться;
банковский кредит — денежная сумма, выданная лицу банком под условия срочности, возвратности, платности и обеспеченности.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
2 | |
1 | |
Максимальный балл | 2 |
Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Правильный ответ указан под номером 4.
Расширение доступа к образованию людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями является примером
1) интернационализации образования
2) гуманитаризации образования
3) информатизации образования
4) гуманизации образования
Расширение доступа к образованию людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями является примером гуманизации образования. Гуманизм — человеколюбие.
Правильный ответ указан под номером 4.
Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.
Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Оба верны. А — буддизм III в. до н. э.; Б — ислам VII в.
Правильный ответ указан под номером 3.
Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно соблюдать данный вид социальных норм в повседневной жизни.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: правовые нормы / законы / правила дорожного движения и т.п.;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два объяснения, допустим:
— это позволяет избежать юридической ответственности за нарушение законов;
— это исключит ситуации, когда можно нанести вред другим людям или создать угрозу, чтобы они нанесли вред тебе.
Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила | 3 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента | 2 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент | 1 |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1. Скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы.
2. Ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети; позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
2 | |
1 | |
Максимальный балл | 2 |
К прямым налогам относится
2) таможенная пошлина
3) налог на имущество
Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Косвенные налоги всегда платит покупатель товара. Акциз, таможенная пошлина, налог с продаж — косвенные. Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги — на кого направлены, тот и платит.
Правильный ответ указан под номером 3.
Объектом налогообложения является
1) торгующая организация
2) имущество граждан
3) научное открытие
4) повышенная стипендия
Объект налогообложения — это то, на что направлен налог (собственность, доход, товар или услуга). Налогоплательщик — физическое или юридическое лица, которое должно платить налог.
Правильный ответ указан под номером 2.
Верны ли суждения о рынке?
А. Рынок порождает тенденцию к монополизации производства.
Б. Рынок решает все региональные проблемы с распределением ресурсов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А — верно, так как в ходе конкуренции более крупные фирмы поглощают мелкие и создаются монополии; Б — неверно, рынок не может решить все проблемы региона.
Правильный ответ указан под номером 1.
В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.
Основной характеристикой социальной структуры является гетерогенность.
Гетерогенность — совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества (пол, национальность, вероисповедание).
Социальная общность — совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.
Признаки социальной общности: сходство условий жизнедеятельности; общность потребностей; наличие совместной деятельности; формирование собственной культуры; социальная идентификация членов.
Правильный ответ указан под номером 1.
Верны ли следующие суждения о способах разрешения конфликтов?
А. Конкуренция является одним из эффективных способов выхода из конфликта.
Б. Переговоры, посредничество часто используются при решении международных конфликтов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Суждение А — неверно, так как конкуренция приводит к разрастанию конфликта, а не его прекращению; суждение Б — верно, переговоры — эффективный способ разрешения международных конфликтов.
Правильный ответ указан под номером 2.
Учёные опросили две группы жителей страны Z: со средним и высшим образованием. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих групп в своем большинстве считают, что образование и воспитание в целом влияет на развитие способностей (так как в современном обществе является ведущим институтом социализации и одновременно социальным лифтом, который позволяет человеку раскрыть свои способности и самореализоваться).
б) Граждане со средним образованием в большей степени нежели граждане с высшим образованием склонны полагать, что на развитие способностей влияют природные задатки (так как люди со среднем образованием, будучи менее образованными, чем люди с высшим образованием, как правило, склонны полагать, что развить способности можно и без продолжительного обучения, а только благодаря задаткам, которые их наградила природа).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | 4 |
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение | 3 |
Сформулированы только два вывода | 2 |
Сформулирован только один вывод | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 4 |
Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
Пассивное избирательное право — это право избираться в различные выборные органы власти.
Правильный ответ указан под номером 4.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».
Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А — неверно в монархических и тоталитарных государствах этот принцип как правило не действует или нарушается; правом издавать законы обладает только государство.
Правильный ответ указан под номером 2.
Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА | ТИПЫ ОБЩЕСТВА А) сословная структура общества Б) массовое промышленное производство В) решающая роль промышленников и бизнесменов в социальной жизни Г) господство сельского хозяйства в эконо- Д) основывается на приоритете личных интересов над коллективными Е) имеет классовую структуру общественной стратификации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) сословная структура общества — традиционное общество.
Б) массовое промышленное производство — индустриальное общество.
В) решающая роль промышленников и бизнесменов в социальной жизни — индустриальное общество.
Г) господство сельского хозяйства в экономическом производстве — традиционное общество.
Д) основывается на приоритете личных интересов над коллективными — индустриальное общество.
Е) имеет классовую структуру общественной стратификации — индустриальное общество.
Административным проступком является
2) выгул собаки на детской площадке
3) прогул рабочей смены без уважительной причины
4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правильный ответ указан под номером 2.
Конституция РФ провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это свидетельствует об (о)
1) идеологическом многообразии
2) разделении властей
3) развитии гражданского общества
4) светском характере государства
Светское государство — государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Правильный ответ указан под номером 4.
Верны ли суждения о Конституции РФ?
А. Конституция РФ была принята всенародным голосованием.
Б. Конституция РФ была принята референдумом.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Всенародное голосование прошло 12 декабря 1993 на референдуме.
Правильный ответ указан под номером 3.
Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
Черты сходства | Черты отличия |
Сходства: применяется компетентными органами государства; строго регламентируется нормами права.
Различия: наступает только за совершённое преступление (только уголовная ответственность); влечёт судимость гражданина (только уголовная ответственность).
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ |
---|---|
Предпринимательство (предпринимательские способности) | Прибыль |
. | Рента |
Рента как факторный доход соответствует земле.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Юридический смысл понятия брака.
2) Причины заключения брака.
3) Обязательные условия вступления в брак.
4) Порядок заключения брака.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста. Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. Названия выделенных фрагментов пункты плана не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
1. Могут быть названы следующие условия:
а) Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак.
б) Желающие заключить брак должны достичь брачного возраста.
в) Брачующиеся не должны состоять в другом браке.
г) Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
д) Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными.
3. Порядок регистрации брака:
а) происходит по желанию в торжественной обстановке;
б) присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно;
в) под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСА;
г) супругам выдаётся свидетельство о браке.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно даны ответы на три вопроса | 2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | 1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
Должны быть указаны следующие элементы:
1. Позиция автора: «Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми».
2. Причины создания семьи (в ответе можно указать любую одну):
а) желание поддерживать друг друга, заботиться друг о друге;
б) взаимное уважение;
в) продолжение рода;
г) экономический расчёт;
д) политические цели (династические браки);
е) получение каких-либо юридических прав (фиктивные браки, например, для получения регистрации по месту жительства и др.).
3. Пример: политические цели (династические браки — это браки между представителями правящих династий разных государств. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси. Сам он был женат на дочери шведского короля, свою сестру отдал в жёны польскому королю Казимиру. Своих дочерей выдал замуж: Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского принца Гарольда Грозного, третья стала королевой Венгрии. При дворе Ярослава жили сыновья английского короля).
Могут быть приведены другие примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указана позиция автора текста, приведены две причины и один пример. | 3 |
Правильно указаны позиция автора текста и две причины. ИЛИ Правильно указаны две причины и один пример. | 2 |
Правильно указаны позиция автора и одна причина. ИЛИ Правильно указаны одна причина и один пример. | 1 |
Правильно указана только одна причина. ИЛИ | |
Максимальный балл | 3 |
В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) оформление юридического брака свидетельствует о твёрдости намерений создать семью и о добровольно взятой на себя ответственности за членов своей семьи;
2) юридический брак гарантирует женщине и рождённым ею в браке детям права и защиту, поддержку государства;
3) юридический брак влечет правовую ответственность членов семьи (имущественную и неимущественную).
Могут быть приведены другие аргументы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
2 | |
1 | |