1 во дворе стояла большая будка возле нее дремал хозяйский пес

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – таблица для 9 класса

Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, части которого связываются при помощи интонации. На письме предложения в составе БСП могут отделяться запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении обычно зависит от значения и соотношения его частей.

7a0237d29440d7e71ec8b0793e86aa80

Таблица Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак препинания В каком случае ставится Какими союзами или союзными словами можно проверить Примеры предложений
Запятая Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) и Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.
Точка с запятой Части БСП распространены или отдалены по смыслу и Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.
Двоеточие Второе предложение имеет значение причины потому что Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили.
Второе предложение объясняет первое

(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно)

то есть, а именно

Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом.
Второе предложение дополняет первое что Маша решила: завтра она точно не опоздает
Тире Части БСП противопоставлены по смыслу а, но Весна сажает – осень собирает.
Первое предложение указывает на время или условие когда, если Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
В БСП есть сравнение словно, будто Крикнет – гром в небе разразится.
Второе предложение указывает на следствие так что, вследствие чего, поэтому Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
Второе предложение имеет присоединительное значение такой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части) Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе.
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей.
Запятая с тире Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде.

Различайте пунктуацию в БСП со значением перечисления и в БСП со значением неожиданной смены событий. Если в речи предложение произносится с интонацией перечисления, оно пишется с запятой. Если интонационно между частями БСП делают паузу – оно пишется с тире. Примеры: Молния ударила в старый дуб, (и) дерево загорелось. Молния ударила в старый дуб – (и вдруг) дерево загорелось.

В школе знаки препинания в бессоюзном предложении изучаются с 9 класса.

Источник

3.2. Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

bg1983948498

Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.

Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.

Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.

План разбора бессоюзного сложного предложения

Дуб держится – к земле тростиночка припала (Крылов).

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»

Источник

Александр Трифонович Твардовский

(1910 – 1971)

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина. Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия»(1934-36), «Путь к социализму»(1931)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия». Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.

Знак препинания В каком случае ставится Какими союзами или союзными словами можно проверить Примеры предложений
Запятая Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) и Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.
Точка с запятой Части БСП распространены или отдалены по смыслу и Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.
Второе предложение имеет значение причины потому что Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили.
Второе предложение объясняет первое (+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно) то есть, а именно Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом.
Второе предложение дополняет первое что Маша решила: завтра она точно не опоздает

Части БСП противопоставлены по смыслу а, но Весна сажает – осень собирает.
Первое предложение указывает на время или условие когда, если Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
В БСП есть сравнение словно, будто Крикнет – гром в небе разразится.
Второе предложение указывает на следствие так что, вследствие чего, поэтому Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
Второе предложение имеет присоединительное значение такой, так, таков, это Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе.
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей.
Запятая с тире Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде.

Билет № 26

2) Прямая и косвенная речь.

3) Объяснить знаки препинания.

Шукшин Василий Макарович

(1929 – 1974)

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив в 1943 году семилетку, будущий режиссер поступил в автомобильный техникум в Бийске. Через 2,5 года Василий Макарович бросает учебу и начинает работать колхозе. В 1946 году уезжает из родного села, работает слесарем на Калужском турбинном заводе, а затем на Владимирском тракторном заводе. С 1949 года Шукшин по призыву служит в военно-морском флоте. В это время писатель создает свои первые рассказы, делится ими с сослуживцами. В 1953 года Шукшин из-за язвы желудка был уволен в запас. Василий Макарович возвращается в родное село Сростки, сдает экстерном аттестат зрелости и устраивается учителем русского языка в местную школу. В 1973 году был опубликован сборник писателя «Характеры». В 1974 году вышел на экраны один из самых известных фильмов Шукшина – «Калина красная». На Всесоюзном фестивале кинолента получила первую премию. Несмотря на то, что Василий Макарович сильно мучился от язвы желудка, актер принимает приглашение С. Бондарчука сняться в новом фильме. Во время съемок фильма «Они сражались за родину», 2 октября 1974 года, Василий Шукшин умер. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Григорий Ефимович Распутин

(1869 – 1916)

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 [21] января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца». В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства. Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела. В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.

Билет №27

1) Александр Исаевич Солженицын.

3) Морфологический разбор причастия

Александр Исаевич Солженицын

(1918 – 2008)

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. Бедствующая семья Александра в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создает свои первые эссе и стихотворения. В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил Ростовский университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не смог его окончить. В 1975 – 1994 годах писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матренин двор». В 1994 году Александр Исаевич возвращается в Россию. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006 – 2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына. Датой, когда оборвалась трудная судьба великого писателя, стало 3 августа 2008 года. Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

Наречие

План морфологического разбора причастия

1) Часть речи. Начальная форма. Общее значение. От какого глагола образовано.

1. Постоянные грамматические признаки:

· Залог (действительный или страдательный);

2. Непостоянные грамматические признаки:

Источник

Конспект урока на тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Конспект урока по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Показатели оценки образовательного результата УВЗ:

знание особенностей сложного предложения,

умение отличать друг от друга ССП, СПП, БСП,

знаний правил о постановке знаков препинания в БСП.

воспитание гуманности и толерантности студентов по отношению друг к другу,

формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности,

воспитание уверенности в себе во время монологического ответа,

развитие аналитико-синтезирующего мышления при формулировании правила в результате проведения исследования;

развитие связной речи при ответах на вопросы;

развитие умения слушать, конспектировать,

развитие умения самостоятельно формулировать тему учебного занятия,

развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения,

развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,

развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение,

развитие умения сотрудничать в паре и в группе.

сформировать умение отличать БСП от ССП и СПП,

научить правильно ставить знаки препинания в БСП.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала (комбинированный).

Инструментарий учителя: демонстрация презентации, беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа и работа в группах, парах, работа с дидактическим материалом.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, дидактические материалы для каждого студента (карточки).

Методы и приемы работы

Кол-во времени, затрач. на дан. этап

Готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей

Подготовка к уроку

2.Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного материала, установление связи с новой темой.

Слово учителя, беседа, демонстрация презентации, работа по карточкам, взаимооценка.

3.Формулирование темы и целей урока.

Определить, какова тема урока, каковы цели урока.

запись в тетрадях, демонстрация презентации

4. Изучение новой темы (решение поставленных задач).

Запись в тетрадях, работа в группах, заполнение таблицы, беседа, слово учителя, демонстрация презентации, сообщение студента

5. Закрепление изученного материала

Запись в тетрадях, беседа, слово учителя, демонстрация презентации

6. Подведение итогов работы (рефлексия)

ВыяснитВыяснить, достигли ли на уроке поставленных целей.

Беседа, индивидуаль-ный ответ,

7. Домашнее задание

Из текста романа-эпопеи Шолохова выписать 10 бессоюзных сложных предложений, подчеркнуть грам. основы, начертить схемы и объяснить постановку знаков препинания

Слово учителя, запись в тетрадях

1.Организационный момент. (студенты заранее садятся так, как будут потом работать в группах)

-Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: у вас на столах должны быть тетради, ручки, простые карандаши, сотовые телефоны должны быть отключены и убраны в сумки.

2. Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного материала, установление связи с новой темой.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня…

-Тему мы пока записывать не будем. Её мы сформулируем позже.

-Давайте вспомним, какие темы мы проходили с вами на двух предыдущих парах? (знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях)

-Что такое сложное предложение? (Это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, соединённых по смыслу, интонационно и грамматически)

-В чём основное отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых? (в сложносочинённых предложениях простые предложения связываются с помощью сочинительных союзов, а в сложноподчинённых- с помощью подчинительных союзов и союзных слов)

-Какие союзы встречаются в сложносочинённых предложениях? (и, а, но …) (показать эти союзы на слайде)

— Какие подчинительные союзы и союзные слова вам известны? (если, когда…) (показать эти слова на слайде)

-Какой знак обычно мы ставим между частями сложносочинённого или сложноподчинённого предложения? (запятую)

-Для того чтобы вспомнить изученный на предыдущих уроках материал, давайте поработаем с предложениями, представленными на карточках под № 1. Они лежат у вас на партах. Подпишите их.В них вам необходимо правильно расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматические основы, начертить схемы.

1) Пока гром (не) грянет мужик (не) перекрести…ся.

2) Тру… ч…л…века кормит а лень портит.

3)Пр…шла в…сна пр…летели птицы.

На эту работу вам 5 минут.

Итак, время прошло, проверяем. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте. По образцу, который представлен на доске, проверьте работу своего товарища. Критерии оценки ( написаны на слайде):

«2»- 6 и более ошибок.

-Учитываем ошибки пунктуационные, орфографические, а также ошибки, связанные с подчёркиванием грамматических основ и составление схем. Если вы видите недочёт в выделении грамматических основ, это считается за 1 ошибку. Если в схемах предложения что-то неправильно, это также 1 ошибка. Если грамматические основы не подчёркнуты или не составлены схемы предложений, то это мы считаем за 2 ошибки.

-Как вы понимаете поговорку: « Пока гром (не) грянет, мужик (не) перекрести…ся»?

(Значение поговорки: Пока беда не наступит, ничего не делается)

-Скажите, почему в слове перекрестится после т не надо писать мягкий знак?

-Почему в словах пришла и прилетели мы пишем в приставках и?

-Определите тип предложений по виду связи, то есть по виду союза, соединяющего простые предложения в составе сложных.

— Первое предложение? (сложносочинённое)

-Второе предложение? (СПП)

-Третье предложение? (БСП)

-Докажите, что третье предложение является БСП.( нет союзов)

-С помощью чего в БСП связываются между собой простые предложения? (по смыслу и интонационно)

-А теперь послушайте, с какой интонацией я сейчас произнесу это предложение: «Пришла весна-прилетели птицы». Скажите, интонация перечисления сохраняется или здесь появились какие-то другие смысловые отношения? (Интонация меняется, в конце первого предложения она повышается, в первом предложении содержится информация о времени происходящего ((Когда) пришла весна, птицы прилетели).

— И в таком случае уже ставится не запятая, а тире (ставлю тире). Схема – на слайде.

-Исходя из наблюдений над этим предложением, какой вывод мы можем сделать о смысловых отношениях в БСП и постановке в них знаков препинания? (постановка знаков препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями)

— Какие ещё знаки препинания, кроме запятой и тире, можно встретить в БСП? (точка с запятой и двоеточие).

-Помните ли вы правила о постановке знаков препинания в БСП? (нет)

3. Формулирование темы и целей урока.

-Тогда скажите, что же мы сегодня на уроке будем с вами изучать? Сформулируйте тему нашего урока (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).

-Запишите тему в тетрадях.

-Исходя из темы определите цель урока (выяснить, какие знаки препинания используются в БСП в зависимости от разных смысловых отношений) (слайд)

4.Изучение новой темы. Открытие новых знаний.

Лето припасает – зима поедает.

Ехал сюда – рожь начинала колоситься.

Раздался выстрел-зверь упал.

Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.

Метель не утихала, небо не прояснялось.

Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут.

С ясного голубого неба льются потоки животворящего света, земля торопливо выгоняет первую зелень.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные облака.

Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.

Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали.

Глухо волнуется большая река; словно подгоняя друг дружку, с пеной вздымаются сердитые волны.

Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Он помнил: это правило нельзя нарушать.

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

Катя не дочитала книгу: мама попросила помочь по дому.

Со мною происходит что-то странное: не помню событий недельной давности.

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

Итак, ваше время истекло. Заканчивайте работу.

Сейчас мы будем знакомиться с правилами постановки знаков препинания в БСП. Давайте мы все в тетрадях запишем заголовок: «Запятая в БСП».

Ваша группа работала с запятой в БСП. Вы провели исследование. К какому же выводу вы пришли? Когда же, при каких смысловых отношениях в БСП ставится запятая? Покажем это на примере предложения: « Метель не утихала, небо не прояснялось». (слайд). Начертите схему этого предложения на доске. (студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (перечисление фактов, одновременность) Сформулируйте правило постановки запятой в БСП ( запятая ставится, если части БСП тесно связаны по смыслу и в них перечисляются факты, происходящие последовательно друг за другом или одновременно).

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между простыми предложениями? (Союз и) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Теперь поговорим о точке с запятой в БСП. Запишите заголовок: «Точка с запятой в БСП».

— Ваша группа работала с точкой запятой в БСП. К какому же выводу вы пришли в результате наблюдения над предложениями? В каком случае в БСП ставится точка с запятой? Покажем это на примере предложения: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада». (слайд). Начертите схему этого предложения на доске. (студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (перечисление фактов, одновременность)

— А почему же здесь всё-таки надо ставить точку с запятой, а не запятую? (во втором простом предложении есть ещё знаки, здесь причастный оборот, части отдалены друг от друга по смыслу) Сформулируйте правило постановки точки с запятой в БСП (точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между простыми предложениями? (Союз и) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Теперь поговорим о двоеточии в БСП. Запишите заголовок: «Двоеточие в БСП».

— Ваша группа работала с двоеточием в БСП. К какому же выводу вы пришли в результате исследования? В каких случаях в БСП ставится двоеточие? Покажем это на примере нескольких предложений: «Он помнил: это правило нельзя нарушать». (слайд). Начертите схему этого предложения на доске. (студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (во втором предложении содержится дополнение)

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между простыми предложениями? (Союз что) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Есть ли другие случаи постановки двоеточия в БСП? (да)

— Давайте второй случай рассмотрим на примере такого предложения: «Катя не дочитала книгу: мама попросила помочь по дому». Начертите схему этого предложения на доске. ( второй студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (во втором предложении содержится причина)

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между простыми предложениями? (Союз потому что) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Есть ли ещё причина, по которой в БСП нужно ставить двоеточии? Этот случай рассмотрим на примере такого предложения: «Со мною происходит что-то странное: не помню событий недельной давности». Начертите схему этого предложения на доске. ( третий студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (во втором предложении содержится пояснение)

— Укажите это на схеме. Какие слова можно подставить между простыми предложениями? (а именно) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Сформулируйте полное правило постановки двоеточия в БСП (В БСП ставится двоеточие, если второе предложение поясняет, дополняет первое или имеет значение причины).

— Теперь поговорим о тире в БСП. Запишите заголовок: «Тире в БСП».

— Ваша группа работала с тире в БСП. К какому же выводу вы пришли в результате исследования? В каких случаях в БСП ставится тире? Причин постановки тире одна или несколько? (несколько)

— Первый случай рассмотрим на примере такого предложения: « Лето припасает – зима поедает ». (слайд). Начертите схему этого предложения на доске. (первый студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (противопоставление)

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между простыми предложениями? (Союз а) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Давайте второй случай постановки тире рассмотрим на примере такого предложения: « Ехал сюда – рожь начинала колоситься ». Начертите схему этого предложения на доске. ( второй студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (первое предложение имеет значение времени)

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить перед первым предложением? (Союзное слово когда) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить перед первым предложением? (если) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между предложениями? (так что) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Пятый случай рассмотрим на примере такого предложения: « Раздался выстрел- зверь упал ». Начертите схему этого предложения на доске. ( 5-й студент чертит) Какие здесь смысловые отношения? (в предложении показана быстрая смена событий)

Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Укажите это на схеме. Какой союз можно подставить между предложениями? (как, словно, будто, точно) Посмотрите, как это представлено на слайде, перепишите в тетрадь.

— Сформулируйте полное правило постановки тире в БСП (В БСП ставится тире, если содержание второй части противопоставлено содержанию первой части, если первая часть БСП имеет значение времени или условия, если второе предложение БСП имеет значение следствия или сравнения или если в предложении показана быстрая смена событий ).

5. Закрепление изученного материала.

-Для закрепления изученного материала запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания.

Молвит слово – соловей поёт.

Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

Я понимал: выручить нас может только случайность.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

Ключ потерян — ломайте дверь.

-Проверяем. Прокомментирует первое предложение ….

На экране-предложения, а потом-схемы.

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о бессоюзных сложных предложениях. Достигли ли мы цели, которую ставили в начале занятия? (цель – на слайде) Скажите, что вы узнали сегодня на уроке? (спрашиваю нескольких студентов). Что вызвало у вас затруднение?

7. Домашнее задание.

Из текста романа-эпопеи Шолохова выписать 10 бессоюзных сложных предложений, подчеркнуть грам. основы, начертить схемы и объяснить постановку знаков препинания.

-Спасибо вам за работу на уроке.

-Оценки за работу на уроке я объявлю вам в начале следующего урока на основании выполненных каждым из вас заданий в течение урока. Сдайте, пожалуйста, ваши тетради и карточки на проверку.

Источник

Читайте также:  Отгонять собак от ребенка во сне
Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки