1 составить памятку как учителю управлять классом

Дидактор

педагогическая практика

Практические рекомендации по управлению классом

Teacher with group of students

Уверен, не только молодые учителя, но и умудрённые опытом педагоги, могут найти в этой статье новые идеи о том, как управлять классом, контролировать поведение учащихся, вовремя остановить разрушительное поведение отдельных учеников, которое сломает весь урок и надолго испортит настроение.

Согласитесь, управление классом по-прежнему является серьёзной проблемой для многих учителей. Встречаясь с молодыми, начинающими учителями, часто слышал от них жалобы, что они чувствуют себя “совершенно не подготовленными” или “частично подготовленными” к работе с непослушными учениками, отчасти потому, что обычные программы повышения квалификации учителей посвящают данной теме крайне мало времени, да и то содержат теоретические описания, а не методические рекомендации и конкретные техники.

Побочный эффект строгой дисциплины

Ещё в начале своей педагогической карьеры я сделал для себя важный вывод: строгий учитель — это не всегда хорошо и эффективно. Учитель, добивающийся строгой дисциплины, стоит на пороховой бочке.

Психологи давно уже обратили внимание на любопытный побочный эффект строгой дисциплины.

Если ученик ведёт себя неадекватно, а учитель отвечает строгими дисциплинарными мерами, то результата в большинстве случаев можно добиться. Как правило, ученик может отреагировать на ваши меры, изменит своё поведение, но другие ученики, по наблюдению психологов, начинают проявлять то же самое негативное поведение, что и их одноклассник накануне.

Таким образом, попытки контролировать класс могут иметь обратный эффект.vznak

Учитель, который не заинтересован в таком обратном эффекте, обычно избегает прямого давления на ученика, нарушающего порядок, а стремится дать чёткие инструкции желаемого поведения.

Пример

Если учитель постоянно акцентирует внимание на разговоры в классе, то его призывы «Хватит болтать!» — как правило, приводят к временному улучшению ситуации. Но ученики со временем всё чаще начинают разговаривать. Разговоры сразу прекращаются после замечания учителя.

Но в дальнейшем ученики начинают испытывать трудности с концентрацией внимания, тормозятся мыслительные процессы, сужается эмоциональный фон урока. Таким образом, учитель сам формирует порочный круг, следствием которого является усиление неадекватного поведения большего числа учащихся.

Эффективные СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КЛАССОМ

Вместо того, чтобы постоянно реагировать на поведенческие сбои после того, как они уже произошли, более эффективный путь — создание условий, в которых они с меньшей вероятностью произойдут. Вот некоторые из подсмотренных мной или лично созданных стратегий, помогающих создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в классе.

1. Приветствуйте учеников у дверей

Это делают многие учителя начальной школы. Они начинают день, давая каждому из своих учеников «пять», пожимая руку или даже обнимаясь.

Screen Shot 2018 11 08 at 7.43.25 PM

Я это часто наблюдал у моей супруги, у которой до сих пор многому учусь.

В течение этого непродолжительного времени учитель пытается установить с учениками первый контакт. Это своего рода проверка пульса, чтобы увидеть настроение учеников, их готовность к работе. А может вас встревожит плохое настроение, вялость ученика, горячий лоб, на который в спешке не обратили внимание родители.

Приветствие учеников в дверях помогает учителям задать позитивный тон на весь день, повысить познавательную активность учащихся. И в то же время это может снизить вероятность негативного поведения отдельных учащихся. В итоге вы не потеряете своё драгоценное время на наведение порядка.

В старших классах такой приём тоже возможен по дороге в школу, а также в том случае, если вы не будете ждать звонка в учительской, а подойдёте заранее к дверям класса и будете приветствовать учеников ещё до звонка, обмениваться быстрыми репликами о настроении, о вчерашнем футболе (сериале, концерте и т.п.).

Помню, как директор школы сделал мне замечание, когда увидел, что я здороваюсь с учениками-мальчиками за руку. После уроков я пришёл к нему на разговор и убедил, что ничего «крамольного» в этом нет. Это ни в коем случае не признак «панибратства». Тем более при первых же казусах ученики усвоили одно из важных этических правил: первым подаёт руку старший.

Рукопожатие — это своего рода доверие. Здороваются люди, которые доверяют друг другу. И ученик задумывается о своём возможном негативном поступке на уроке, опасаясь лишиться такого доверия.

2. Устанавливать. поддерживать. восстанавливать

Выстраивание отношений с учениками с помощью приёма приветствие у двери, является хорошим началом. В дальнейшем необходимо поддерживать доверительные отношения в течение учебного года, а также реанимировать их в случае возникновения конфликтов.

Чем крепче наши отношения и чем лучше мы понимаем учеников, тем больше знаний и приобретённого социального опыта в случае возникновения трудной ситуации, граничащей с конфликтом. В таком случае мы сможем принять своевременные меры.

Лучше договариваться с учениками заранее о нормах и ожиданиях поведения до появления конфликтов. На ранней стадии напоминайте ученикам, как в начале года принимались совместные решения. Избегайте прямых упрёков, а пользуйтесь позитивным языком.

Например, можно не отчитывать ученика, который так и не приступил к выполнению учебной задачи на уроке, а обратиться:

obr«Мне нужно, чтобы ты открыл учебник на странице 28, прочитал первый раздел, а затем ответил на первый вопрос в конце параграфа».

Ученику, который ведет себя неуважительно:

“Ты чем-то расстроен? Я могу тебе помочь? Дай мне знать, когда будешь готов к работе».

Вспомните случаи, когда ученик опоздал на урок на несколько минут. Попробуйте не отчитывать за опоздание, а спросить ученика, всё ли с ним в порядке. Не теряйте времени на выяснение, а отправьте его на место. Найдите время на уроке, чтобы подойти к ученику и наклонившись тихо спросить: «Что случилось?». Напомните, что опоздания могут повлиять на его успеваемость.

3. Используйте напоминания и условные сигналы

Вовсе не обязательно повышать голос, в том случае, если шум в классе больше допустимого. Используйте небольшой колокольчик.

kolokk

Ни в коем случае не используйте громкие звуковые сигналы, перекрывающие шум в классе. Это непроизвольно настроит учеников на слишком высокий допустимый уровень шума. Звуковой сигнал обязательно должен быть намного тише. Он настраивает учеников на такую же волну. Вовсе не обязательно каждый раз браться за колокольчик, особенно в тех случаях, если вы находитесь далеко от учительского стола. Достаточно жестом указать на колокольчик. Можно хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами или приставить палец к губам.

tiho

Напоминания и сигналы являются полезными приёмами к побуждению учеников вернуться к учебной работе. Но данные сигналы ни в коем случае не должны быть откровенно контролирующими их деятельность, а ваши действия принуждающими или насильственными.

Безусловно, ваши напоминания могут быть обычными, вербальными, но использование звуковых и визуальных сигналов поможет сократить время.

4. Оптимизация рассадки в классе

Когда ученики сами выбирают места посадки, в большей части случаев можно ждать ухудшение дисциплины. Для многих учителей гибкая система рассадки является частью эффективного управления классом.

Если вы часто или вообще всегда используете технологию работы с микрогруппами, конечно, постарайтесь изменить дизайн класса.

7f6ff6369656708fc8c7c7b18e738718

Безусловно только в том случае, если у вас есть такие возможности. Вот такой класс-мечту я подсмотрел на одном из австрийских дизайнерских сайтов.

Вовсе не обязательно, что самостоятельный выбор ученика — это всегда неудачное решение. Придание ученикам чувства ответственности может оказать удивительно положительный эффект.

Уютное классное пространство может уменьшить беспокойство и повысить успеваемость. К примеру, в ряде новых школ я увидел игровые зоны, диваны, кресла. Позвольте некоторым ученикам работать во время урока в зоне отдыха, но если они не выполняют учебные задачи, сразу пересадите их за парты.

5. хвалите поведение отдельных учеников

Это может показаться нелогичным, но признание положительного поведения и ваше намеренное игнорирование небольших нарушений может быть более эффективным, чем наказание или призывы к дисциплине. Вместо того, сделать замечание отвлекающемуся ученику, похвалите его именно за то действие, которое вы хотите укрепить. Например, вы увидели, что ученик только приступил к выполнению задания, в то время, как его товарищи ушли далеко вперёд.

vznak 1Скажите такому ученику: «Отлично! Молодец! Но у тебя осталось мало времени. Поторопись.”

Избегайте повелительного слова НЕЛЬЗЯ. Учащиеся быстрее прислушаются к чётким инструкциям, что им необходимо сделать, чтобы войти в рабочий ритм урока.

6. Установите чёткие ожидания

Вместо того, чтобы просто напоминать правила поведения, обсудите с учениками, почему эти правила важны. Создайте вместе с ними список поведенческих норм. Проведите с учениками определённое ранжирование. Пусть они сами выделят наиболее важные нормы, способствующие эффективному обучению.

Это поможет вам владеть поведением в классе. Вместо ничего не значащего для учащихся списка правил, которые учитель сам предоставил классу, вы можете создать вместе с ними хартию, где каждое слово имеет значение. Это правила, в которые ученики верят.

7. проводите активный контроль

Ваше присутствие рядом с учениками имеет решающее значение для управления классом и эффективного выполнения учениками учебных и поведенческих инструкций.

Конечно, заманчиво сидеть за учительским столом и оттуда следить за работой класса.

Поверьте, это первый сигнал для учеников, чтобы отвлечься.

Будьте активны: перемещайтесь по классной комнате, следите за работой учащихся и корректируйте выполнение учебных задач. Речь идет не о том, чтобы следить за поведением учащихся, а о том, чтобы взаимодействовать с ними.

Невербальные сигналы учителя, такие как улыбка и зрительный контакт, могут уменьшить физическую или психологическую дистанцию с учениками. Такое поведение учителя повышает положительные чувства учеников к учителю и к учебному предмету. И соответственно будет способствовать хорошей дисциплине.

8. Будьте последовательны в применении правил

Школьные и классные правила и процедуры должны соблюдаться и справедливо применяться ко всем учащимся. Не выделяйте отдельных учеников. Сосредоточьтесь на поведении, а не на конкретном ученике. Напомните о принятых правилах, при необходимости проведите дополнительные беседы, чтобы добиться их соблюдения. Или договоритесь с классом об уточнении тех или иных правил, когда вы замечаете повторяющиеся нарушения дисциплины.

Читайте также:  Как правильно составить путевой лист

Источник

Сборник памяток для учителей

1. Памятка классного руководителя по работе с родителями……………………3

2. Памятка по проведению первого родительского собрания…………………. 4

3. Памятка классному руководителю по проведению первого организационного классного часа………………………………………………5

4. Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы. 6

5. Памятка для обучающихся при появлении симптомов гриппоподобной болезни…………………………………………………………………………. 7

6. Памятка по организации экскурсионной работы………………………………8

7. Советы старшеклассников своим учителям…………………………………..10

8. Уроки практической психологии. Рекомендации классному руководителю…………………………………………………………………..12

9. Как вести себя с агрессивным ребенком………………………………………19

10. Как вести себя с конфликтным ребенком……………………………………..19

11. Как вести себя с тревожным ребенком………………………………………..20

12. Как вести себя с застенчивым ребенком………………………………………20

13. Как вести себя с упрямым ребенком…………………………………………..21

14. Как вести себя с нервным ребенком…………………………………………..21

15. Как вести себя с гиперактивным ребенком…………………………………. 22

16. Как вести себя если ребенок устраивает сцены………………………………22

17. Как вести себя с невнимательным ребенком………………………………….23

18. Как вести себя с инертным ребенком…………………………………………23

19. Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов…………………………….24

20. Рекомендации родителям средних и старших классов………………………25

21. Как избежать конфликтов со школой. 26

22. Карманные деньги: десять правил…………………………………………….27

23. Планировщик домашних заданий……………………………………………..29

Просмотр содержимого документа
«Сборник памяток для учителей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

669983 1

Составлен творческим коллективом Центра воспитания и образования

«Сборник памяток» методические рекомендации для начинающего классного руководителя, родителей/ МОКиН РК, Центр воспитания и образования. – Элиста. – 2009. – 47 с.

Памятка классного руководителя по работе с родителями

Классному руководителю при работе с родителями следует соблюдать определенные правила:

К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.

Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.

Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:

общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;

жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

уровень педагогической культуры родителей;

авторитетность семьи в глазах ребенка;

степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

семейные традиции, обычаи и ритуалы;

положение ребенка в семье;

воспитательные возможности семьи.

Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания – это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению быть без родителей».

Памятка по проведению первого родительского собрания

Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необходимо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе, учителю.

Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях гимназии.

Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными. Расскажите о конкретных делах на I четверть. Договоритесь о помощи.

Сообщите родителям режим работы школы, время, отведенное для классного часа.

Расскажите родителям о том какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в гимназии для учеников данного возраста.

Обязательно решите на родительском собрании организационные вопросы:

о порядке ведения дневников;

о том, чтобы не было опозданий на первый урок;

о режиме работы гимназии (в первую очередь обратить внимание на дни открытых дверей для родителей и на родительские собрания, также на сроки окончания четвертей и каникул);

о деньгах на проездные билеты, питание;

8. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить до 20 сентября замдиректора по воспитательной работе.

9. В заключение обсудите с родителями вопрос об участии класса в туристском слете…сентября.

Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания – это проявление неуважения родителей к учителю и гимназии.

Памятка классному руководителю

по проведению первого организационного классного часа

Итак, вы встретились с классом впервые. Прежде всего давайте поздравим наших гимназистов с началом учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т.е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как вы предполагаете построить работу с классом. вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для Вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето, что прочитали, как выросли, с какими предложениями по организации внеучебной жизни класса пришли в гимназию. Скажите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время: на классном часе, арбузнике, свечке «Расскажи мне о себе» и т.п. Ведь для вас и для Ваших воспитанников важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь об этом сказать детям. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них – это учеба. Надо учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.

Следующие 15 надо отвести информации об учебных предметах. какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.

Третья часть классного часа – организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой последовательности, в какой форме – Вы решите сами.

Итак, пожалуйста, не забудьте:

проверить по списку – кого нет в классе, а после классного часа, постарайтесь выяснить причину отсутствия;

проверить обеспеченность школьников учебниками или сообщить, когда Ваш класс будет их получать;

выбрать старшего дежурного на первую четверть.

Желаем успеха на первом классном часе. Пусть он принесет вам удовлетворение Вам и радость ученикам.

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?

• Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.

• Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.

• Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.

• Побольше конкретики! Cтарайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”.
Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

• Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

• Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!

• Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть – своих детей.

• Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?

• Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.

• И последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу…

669983 2

для обучающихся при появлении симптомов гриппоподобной болезни

Признаки заболевания, вызываемого новым вирусом гриппа (H1N1) у людей включают:

насморк или заложенность носа,

У некоторых людей, инфицированных новым вирусом гриппа А (H1N1), также отмечаются понос и рвота.

1. Если у вас появились признаки болезни в образовательном учреждении необходимо сообщить преподавателям и немедленно обратиться к медицинскому работнику.

2. Если у Вас появились признаки заболевания дома, необходимо сообщить родителям и обратиться в участковую поликлинику по телефону вызвать врача. В случае высокой температуры тела, наличия рвоты, одышки и других симптомов тяжелого состояния следует вызвать бригаду неотложной медицинской помощи.

Как себя вести во время болезни

Заболевание может продлиться неделю или дольше. Вы должны оставаться дома или поехать в больницу (по рекомендации врача).

Прикрывайте рот и нос носовым платком при чихании или кашле. После использования выбрасывайте платок в мусорную корзину.

чаще мойте руки водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

Старайтесь не прикасаться руками к глазам, носу и рту.

старайтесь избегать близких контактов с больными людьми.

Если вы больны гриппоподобным заболеванием, оставайтесь дома в течение 7 дней после появления признаков болезни.

Если вы больны и находитесь в доме с другими членами семьи, носите медицинскую маску, чтобы не заразить Ваших близких.

Памятка классному руководителю

по организации экскурсионной работы

Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.

разнообразят формы обучения,

углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор,

воспитывают интерес ко всему новому,

развивают стремление детей к активной познавательной деятельности,

позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках,

воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры,

способствуют развитию эстетического начала в человеке,

способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других,

Читайте также:  Как составить резюме сммщику

обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем – одним словом, способствуют нравственному обогащению учащихся,

способствуют развитию личности каждого ученика.

Экскурсионная работа – важнейшая часть деятельности классного руководителя.

При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:

следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для учащихся нашей гимназии;

Приглашая учащихся на экскурсию, необходимо провести предварительную работу:

рассказать учащимся о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии;

поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;

желательно предложить ученикам вести постоянный дневник экскурсии;

побеседовать с учащимися о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;

провести беседу по технике безопасности;

подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.

После проведения экскурсии также необходимо провести определенную работу:

обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);

оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;

заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;

организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, другие творческие работы, выпуск тематических газет).

Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть учащихся и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.

Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации.

Советы старшеклассников своим учителям

ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ НЕ ПОНИМАЕМ, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КЛАССЕ

Мы плачем.
Мы гримасничаем, закатываем глаза.
Мы кладем голову на руки и засыпаем.
Мы сердимся, пинаем стул, ругаемся неприличными словами.
Мы прерываем объяснения, громко разговариваем.
Мы сбегаем с уроков.
Мы думаем о своем.
Мы спрашиваем классного руководителя, можно ли не ходить
на этот урок, потому что все равно ничего в нем не смыслим.
Мы грызем ногти.
Мы слушаем музыку.
Мы хотим есть.
Мы деремся с соседом по парте.
Мы не даем учиться всему классу.
Мы флиртуем.
Мы перестаем ходить в школу.
Мы убегаем из дому.

ИЩЕМ УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ.

. имеет чувство юмора; который справедлив и не считает одних учеников лучше других; умеет сделать жизнь в школе интересной; знает, что иногда нужен и отдых; дает ученикам познакомиться с собой поближе; знает своих учеников; помогает проходить через трудности; поощряет учеников, когда у них получается или они действительно стараются; помогает всегда, когда его об этом просят; который терпелив и действительно знает свой предмет.
. не унижает учеников, не позволяет одним ученикам обижать других, не делает скоропалительных выводов; не кричит на учеников, не звонит домой, если не случилось чего-то уж слишком чрезвычайного; не бывает угрюмым, не обсуждает своих учеников с другими.

КАК ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ
Возьмите за правило сообщать нам план урока.
Объясните, какой стиль работы, включая поведение, вам подходит и почему.
Реагируйте немедленно и открыто, если ваши ожидания (наши договоренности) нарушаются.
Если что-то случилось, вы должны опираться только на установленные факты и ничего не додумывать.
Будьте последовательны в своих действиях и все же помните, что каждый из нас со своими особенностями.
Признайте, что сидеть в тишине все время невозможно, – должны же мы когда-нибудь поговорить.
Найдите время, чтобы выслушать нас.

КОГДА ВСЕ ПОШЛО НАПЕРЕКОСЯК

Не стесняйтесь просить прощения.
Не принимайте неудачный день слишком близко к сердцу.
Не судите о своем успехе по тому, как мы к вам относимся. Не пытайтесь быть супергероем.
Не разочаровывайтесь в нас.

КАК ДОСТУЧАТЬСЯ ДО КАЖДОГО В КЛАССЕ, КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ

Будьте увлечены своей работой, своим предметом.
Умейте находить связи между своим предметом и нашей жизнью за стенами школы.
Всякий раз, когда есть хоть какая-то возможность, разрешите нам выбрать, что изучать.
Дайте нам почувствовать, пережить радость учения.
Всегда убеждайтесь, что мы на самом деле
до конца вас понимаем.
Всеми средствами поддерживайте наш интерес.
Во главу угла ставьте нас и наш рост, а не предмет,
который преподаете.
Соизмеряйте нагрузку.
Помогайте нам оставаться на пике работоспособности.
Гордитесь нашей хорошей работой.
Умейте нас вдохновлять.

КАК СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ УСПЕХА НА УРОКЕ

Дайте ясно понять, как вы будете оценивать нашу работу.
Предложите нам примеры хороших работ и объясните,
почему они хорошие, на ваш взгляд.
Покажите, чем плоха плохая работа.
Ваши отзывы на наши работы должны быть
быстрыми и понятными и всегда должны предполагать возможность доработки.
Поощряйте нас, даже если мы с работой не справились.
Помните сами и напоминайте нам,
что в нас есть потенциал для роста.
Давайте нам столько подсказок и поддержки, сколько возможно.
Помогите нам установить приоритеты среди множества вещей, которые мы делаем.
Не выделяйте учеников, которые, по вашему мнению, более способные и справятся с заданием лучше.
Никогда не сравнивайте нас с другими учениками.

Уроки практической психологии
Рекомендации классному руководителю Многие проблемы, возникающие у педагога, вполне разрешимы, если удается освоить благоприятный стиль педагогического общения.

Опекун сгорает на работе

Учителя российских школ традиционно отличаются умением давать добротные знания, но порой их самоотверженность и энтузиазм приводят к полному истощению сил и постоянному ощущению перегруженности на работе.
Сегодня роль учителя не должна сводиться к опекунскому отношению к ученикам. Им необходим учитель, и в особенности классный руководитель-менеджер, организующий деятельность энергичных, самостоятельных детей и подростков, имеющих свои возрастные особенности. Следовательно, классному руководителю необходимы знания о возрастной психологии, психологии общения.
Классный руководитель-опекун «сгорает» на работе, тратя огромную энергию, чтобы контролировать, заставлять, направлять учеников. Классный руководитель-менеджер умеет использовать потенциал и энергию своих учеников, координируя их деятельность; владеет современными психологическими методами помощи детям (тренинги, ролевые игры).
Воспитание в современном понимании основано прежде всего на понимании ученика – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Эти же знания необходимы и родителям.
Методы, которыми часто пользуются классные руководители в работе с родителями, часто оказываются недейственными. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и срывают раздражение на детях.
Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения. Однако для этого педагоги сами должны ими хорошо владеть.
Взаимодействие с ребенком, педагогическая поддержка основываются прежде всего на безусловном принятии ребенка. Это значит, что взрослый любит его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Разрушительные стереотипы

Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных потребностей человека. Что нам мешает безусловно принимать ученика? Главная причина – это неправильный настрой на «воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина налаживается не до, а после установления добрых отношений.
Воспитание учеников – сложный процесс, который происходит постоянно. А мы, педагоги и родители, часто пользуемся автоматическими реакциями, заготовленными фразами в общении с детьми. Они становятся помехами на пути эмпатического взаимодействия, позитивных и эффективных методов воспитания. Например:
– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приведут к эффективному, но временному результату;
– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку, он начинает думать, что он и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;
– отшучивание, уход от разговора порой унижают и отталкивают подростка.

Нелегкое искусство общения

Безоценочное, безусловное принятие – это понятно, но как быть, если ученик «не слушается, делает не то»? Как часто мы принимаем меры в виде наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль общения. Результат – протест, игнорирование, замкнутость. «Лечим» следствие оперативным путем, совершенно не разбираясь в причинах непослушания.
Причина негативного упорства и отказов часто кроется в отрицательных переживаниях. Нам нужно прислушаться к себе, проанализировать, как мы общаемся с учеником, как часто используем дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь вместе – значит на равных.
Научиться эффективно общаться с ребенком возможно, если использовать упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации. В.А. Кан-Каликом разработаны такие упражнения тренинга профессионально-педагогического общения. Представим некоторые из них.
Техника интонирования. Попробуйте произнести некоторые фразы (типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т.п.) с различными интонационными оттенками в зависимости от педагогической ситуации.
Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п.
Упражнение на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которое вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Развитие семантических движений. Поиск мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Найдите пантомимические и мимические средства выражения этих требований. Эти простые упражнения помогут педагогу проиграть типичные ситуации и приобрести навыки общения.

Что почитать по теме. Рекомендации от автора.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 2004
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют …» – 1997
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока – 2002

Когда роль клоуна – это уже не смешно Они валяют дурака, нарушают школьные правила и срывают уроки. Учителя и родители ругают их, стыдят. Но даже не догадываются, что сами же и укрепляют их в этом амплуа В каждом классе есть ученик, который выступает в роли шута. Так уж заведено. У учителя он вызывает разные чувства – от искренней улыбки над проделками ребенка-балагура до глухого раздражения и даже негодования, когда клоун начинает вытворять невообразимое.
К таким детям можно относиться по-разному, но общее здесь одно – на них нельзя не обращать внимания. Что и дает ключ-подсказку к пониманию цели, которой хотят добиться дети, разыгрывающие номер «впервые на арене». Почти неразрешимая задача

Читайте также:  Составить предложение со словом как я думаю

Они страстно жаждут внимания. Но почему выбирают именно такой экстравагантный способ? Почему не с помощью отличной учебы или каких-то талантов? Ведь у таких детей их предостаточно: и определенные актерские способности, и умение быстро ориентироваться в ситуации, улавливать настроение других людей, и развитое чувство юмора, и ироничность к самому себе.
Не обделены они и интеллектом. Но, похоже, этим клоунам даже в голову не приходит воспользоваться им в целях достижения учебных побед. Они производят впечатление несобранных, несерьезных, каких-то разболтанных, не умеющих ставить перед собой задачу и достигать задуманного. Их главная особенность – не соответствовать возрасту. Некоторые из записных шутов кажутся младше, а иные – старше своих сверстников.
…Двенадцатилетний мальчик так удачно исполнял роль шута в школе, что всерьез его никто давно не воспринимал. Учительница, проходя мимо него по коридору, шутливо бросала на лету: «Все играешь, Рома? Пора бы повзрослеть!» Другая учительница, начиная урок, привычно спрашивала: «Где твой учебник, Рома?» И Рома после театральной паузы торжественно извлекал его из портфеля. Учительница не отставала: «А тетрадь?» Постепенно все необходимые предметы в результате этой комедии на двоих оказывались на парте. Тогда учительница громко объявляла: «Ну вот, даже Рома готов к уроку! Ура ему!»
Класс радостно аплодировал. А довольный вниманием Рома готовился к следующему акту комедии, придумывал все новые действия, самозабвенно работал на благодарную публику. И только родители Ромы не были довольны театральным дарованием сына. Ведь играя в «дурачка», он вдребезги разбивал все их мечты об умном сыне-отличнике.
Единственное, что оставалось его амбициозным родителям – говорить, будто Рома просто несобранный, потому и не проявил себя вундеркиндом, коим в глубине души является. Между тем роль клоуна, которую Рома предпочел роли чудо-ребенка, уводила его все дальше, толкая к действиям, уже опасным для здоровья.
Школа не адаптирована к альтернативным нуждам своих учеников. И к тому, что личность каждого ученика нуждается в уважении. Только дети, настроенные на достижение успеха в обучении, чувствуют себя достаточно комфортно в регламентированной расписанием школьной атмосфере. Порядок признается ими, потому что они хотят преуспеть в школьной жизни. А вот не-
академически ориентированные ученики не очень-то интересуются порядком. Для них школа – просто часть их жизни, но это не то, к чему они относятся серьезно.

Неразгаданный смысл самодельной репризы

…Пятнадцатилетний подросток заслужил себе славу чудака и прозвище «псих» странными выходками. «Псих» на школьном жаргоне – тот, чей вид и поступки выглядят «дикими», «сумасшедшими». Поведение «психов» часто непредсказуемо, но всегда идет вразрез с социальными нормами. Их
цель – явная демонстрация пренебрежения ко всему общепринятому. Но главное для них все-таки не сами действия, а манера, в которой они совершаются.
Нашего «психа» знали все: и учителя, и дети, и родители. Многие его побаивались, потому что он был способен на что угодно. Мог сказать или сделать такое, что вгоняло в шок всех, кому «посчастливилось» при этом присутствовать: скомкать и отшвырнуть лист, розданный учителем для контрольной, или молча встать и демонстративно выйти из класса, или вместо ответа у доски кинуться поливать цветы.
На смешного рыжего клоуна он не тянул. Скорее был шутом-экстремалом. И если бы взрослым удалось отодвинуть оборонительные чувства, возникающие первыми, какое глубочайшее одиночество и отчаяние обнаружилось бы под личиной шута у этого непонятого подростка.
Он хотел лишь одного – быть принятым всеми и любимым. Но выражал свое желание прямо противоположным способом. И потому ничего, кроме недоумения и враждебности, а порой и жалости, вызвать не мог. Роль заслонила мальчишку. Учителя и одноклассники относились к нему так, как будто сам по себе он никакой ценности не представлял.
Какая ужасная ноша для детской души – чувствовать, что ты должен быть нелепым, «ненормальным», чтобы тебя замечали!
Он мечтал об особенном отношении, но более адекватным способам получить все это не научился. Как и принять помощь от взрослого. На предложение школьного психолога пригласить запутавшегося сына на консультацию его мать ответила: «Я не могу, мы с ним уже давно не разговариваем».
Намного реже роль клоуна в классе исполняет девочка. Она остра на язык. Независима в суждениях. Всегда готова высказать собственное мнение. Способна удерживать на себе внимание учителя и класса в течение всего урока.
Другие девочки относятся к ней чаще всего негативно. Родители раздражены и смущены. Учителя тоже не жалуют, считают ее выскочкой. И никто из окружающих не задает себе вопрос: против кого и чего на самом деле борется клоунесса, что хочет доказать?
Все знают: бывают такие ситуации, когда человек смеется, чтобы не заплакать. Смех – мощное средство против чего-то страшного, вызывающего тревогу и разочарование.
«Смех без причины – признак дурачины», – безжалостно констатирует народная мудрость. В то же время к дурачкам и блаженным на Руси всегда было особое отношение. Именно они становились выразителями тех мыслей и эмоций, о которых другие люди боялись даже заикнуться. Под маской дурачка человек мог позволить себе говорить правду. Что думает, видит и чувствует, то и говорит. Так может, все это относится и к ребенку-шуту? И для него единственно возможный способ рассказать о своих переживаниях, снизить их интенсивность и почувствовать себя хотя бы ненадолго полегче – валять дурака, нарушая школьные правила и срывая уроки?!

Действовать, а не переживать!

Получается, ребенок-клоун стремится показать себя единственным в своем роде и таким образом справиться с переживаниями.
Но если на сцене ребенок-шут, то кто его истинные зрители, ради которых устроено представление? Вроде бы все его действия направлены на учительницу, но часто ребенок так скоморошничает для своих родителей. А то, что он вытворяет в школе, – лишь следствие, самый краешек проблем, происходящих в доме.
Возможно, в семье появился малыш, и ребенок-шут чувствует себя покинутым, заброшенным, ненужным. А скорее всего он вообще всегда был для своих родителей кем-то другим в силу тех или иных ожиданий, которые не осуществились.
Если присмотреться повнимательнее, в комедийных представлениях ребенка-шута обнаружатся не только элементы пародии и издевки, но и завуалированные мольбы о помощи и понимании.
К сожалению, взрослым порой недосуг разглядеть настоящий характер ребенка. Вот и принимают маску за его истинное лицо. В какой-то степени это даже нормально: наше восприятие защищается тем, что подгоняет окружающую действительность под определенную, понятную нам схему (образ), чтобы справиться с ней. Но когда взрослые целиком и полностью поддаются этому принципу, они с удивлением замечают, что их слова и действия вызывают обратный эффект. Родители приучают сына к ответственности, а он продолжает терять вещи. Учат дочь считаться с другими людьми, а она все больше настаивает на своих капризах. И вдруг обнаруживается, что сын – растеряха, а милая дочка – жуткая эгоистка.
Как такое могло произойти? Взрослые принимаются еще больше ругать, стыдить, контролировать, но происходит и вовсе удивительное – диагноз становится болезнью. Этот процесс похож на старинный процесс печатания фотографий: сначала проявляются, потом закрепляются. Трудно, невозможно поверить, что взрослые сами укрепляют ребенка в исполнении той роли, которая им совсем не нравится. При этом ребенок зачастую даже не осознает, что он играет роль в пьесе, которую ставят родители и учителя. Но осознают ли сами воспитатели, что исполняют пьесу, роли в которой уже распределены? В какой момент жизни ребенок становится не просто шутником, а шутом? Разве он таким рождается? И что здесь зависит от родителей? Ведь есть еще сверстники и школа?
Иногда родители могут причинить вред своему ребенку, даже если всерьез хотят помочь ему стать лучше. Они искренне верят, что если укажут ему, где плохо, ребенок тут же исправится. Но вместо этого добиваются прямо противоположного результата.

Ресурс для новой роли

Одна родительница все время жалуется, что ее сын безобразничает в школе, мешает другим детям учиться и большую часть дня обычно проводит в кабинете директора. И в то же время, рассказывая о проделках сына, она не без гордости говорит: «Мой сын – звезда всей школы».
Что же получается, сами того не подозревая, мы, взрослые, вынуждаем ребенка играть определенную роль, даже если сознательно ее отвергаем? И действительно, дети воспринимают такое «послание» от родителей, хотя оно вслух и не произносится: «Продолжай оставаться шутом. Не обращай внимания на мои протесты».
Когда ребенок исполняет какую-нибудь особенную роль, родителям неплохо было бы спросить себя: «А какое подкрепление я даю ему для сохранения этой роли? Разговаривая с ним, какое сообщение я на самом деле ему посылаю?»
Проблема в том, что пока родители и учителя не перестанут видеть в ребенке клоуна, он сам себя тоже не увидит по-другому и не сможет измениться.
Английский ученый, исследователь психологии личности Ром Харре предлагает рецепт исправления ситуации, лучше которого пока ничего не придумано. Во всяком случае, это работает:

первый шаг – понять, какую роль играет ваш ребенок, и назвать ее своим именем, и хорошо бы еще разобраться с тем, какое послание получает от вас ребенок, когда вы говорите с ним;

второй шаг – изменить стиль общения с ребенком, вести себя отныне так, как если бы он уже стал таким, каким вы хотите его видеть;

третий шаг – найти ресурсы для этой новой роли либо в прошлом ребенка, либо использовать свой собственный ресурс (ведь если ребенок раньше не проявлял благородства и серьезности, ему не на что опереться в собственном опыте, значит, вам самим придется поделиться с ним этими качествами).

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Транспорт и перевозки